Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск
№ 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ 

5-11 30
Аннотация

В статье впервые затрагивается тема, посвящённая периодизации французской органной музыки барокко и важнейшего жанра рассматриваемого периода – французской органной мессы. Обзор специальной литературы показал, что развитие национальной традиции состояло из нескольких этапов. В ходе исследования выяснено, что в работах отечественных и зарубежных музыковедов представлены различные варианты периодизации органной музыки Франции. Систематизация сведений о создании французской органной мессы позволила сделать вывод о наличии собственных хронологических границ развития жанра. Высказывается сомнение в утвердившемся у ряда исследователей мнении о том, что во второй половине XVIII века французская органная месса стала перерождаться в органную сюиту. Отмечается, что на протяжении указанного периода времени органная месса и сюита сосуществовали одновременно и могли появляться в творчестве одного и того же композитора.

12-20 31
Аннотация

В настоящей работе рассматривается вопрос о возможности представления в концертной практике связи хорала (в котором духовный текст озвучивается хором или вокальным ансамблем) с хоральной обработкой (инструментальным произведением, соответствующим определённому духовному тексту и созданному на предустановленный напев). Это видится необходимым для наиболее глубокой духовной интерпретации последней как слушателем, так и исполнителем.

Актуальность исследования определяется тем, что и для современного слушателя, и для исполнителя подчас потеряна связь между хоральной обработкой, изначальным хоральным напевом и, что главное, текстом и смыслом хорала, на котором она основывается.

Продемонстрировать возможность и обусловленность связного исполнения органной хоральной прелюдии и соответствующего хорала хором можно на примере исполнительской практики известнейшего органиста и музыковеда Альберта Швейцера (1875–1965). Изучение программ выступлений Швейцера в период с 1928 по 1935 гг. наглядно показывает присутствие устойчивой практики звучания органной хоральной прелюдии в сочетании с соответствующим хоралом. Помимо анализа исторических документов приводятся некоторые аргументы о необходимости сохранения и развития подобной исполнительской практики в современности.

21-27 31
Аннотация

В данной статье рассматривается отношение к музыкальному звуку и к организации творческого процесса создания произведений итальянского композитора и поэта XX века Джачинто Шельси (1905–1988). Основой работы послужили высказывания о музыкальном искусстве самого автора, первоначально записанные на магнитную ленту и озаглавленные им “Il Sogno 101” («101 сновидение»). Эти материалы первоначально были частично напечатаны в Италии в виде отрывков в журнале «Звуки, волны», организованном Изабеллой Шельси, сестрой композитора. Полную версию труда позже опубликовали в двух томах в 1982 году в издательстве «Ледяные слова».

В статье впервые в отечественном музыкознании приводятся переводы некоторых фрагментов авторских текстов Джачинто Шельси из автобиографии “Il Sogno 101”, изучение которых может помочь русскоязычным исследователям творчества композитора приблизиться к более полному пониманию его личности и авторского кредо.

28-35 24
Аннотация

В статье впервые в отечественном музыкознании привлекается внимание к творчеству современной норвежской неофолк-группы “Wardruna”. Исследовательский интерес объясняется необычным подходом участников коллектива к созданию своей музыки и написанию текстов песен. В статье предпринимается анализ композиции, её структурной логики и особенностей идейно-образной концепции первого из пяти альбомов ансамбля “Runaljod – Gap Var Ginnunga”, открывающего трилогию “Runaljod”, с целью обнаружения взаимосвязи с культурными традициями древней Скандинавии и её мифологией. Перевод текстов 12 композиций, входящих в альбом, позволил провести анализ художественно-содержательной стороны альбома, определить значения рун, фигурирующих в большинстве номеров, и выявить концепцию, положенную в основу первой части трилогии “Runaljod” – наступление новой эпохи, которая приходит благодаря приобретённым людьми знаниям. По мнению авторов, “Runaljod – Gap Var Ginnunga” выполняет экспозиционную функцию в рамках трилогии, повествующей о рождении, существовании и гибели мира.

36-48 27
Аннотация

В статье рассматривается музыкальный тематизм Концерта-симфонии для виолончели и фортепиано с оркестром красноярского композитора О. Меремкулова. Музыкальный материал всех четырёх частей слитно-циклической формы вырастает на единой конструктивной основе, которая представлена в тематическом комплексе Боли, открывающем I часть. В процессе его преобразований в последующих частях тот или иной тип экспрессии достигается благодаря переинтонированию базовых конструктивных элементов посредством смены тембра, регистра, динамики, темпа, ритмической и фактурной организации, комбинации интервалов по горизонтали и вертикали, характеристик мелодической линии. Свободные тематические трансформации исходного комплекса в каждой части цикла образуют направленную линию сквозного развития, претворяющую некий условный сюжет. Действие принципа монотематизма сообщает масштабной композиции динамичность и цельность. 

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА 

50-56 22
Аннотация

Статья посвящена изучению стилистических и исполнительских особенностей «Соло для гобоя» Э. Денисова – одного из наиболее популярных произведений в современной творческой практике игры на данном духовом инструменте. В работе проанализированы особенности стилистики музыки композитора, нашедшие отражение в рассматриваемом опусе и проявившиеся через обращение к элементам двенадцатитоновой системы, к микрохроматике и внетактовому ритму. Впервые охарактеризованы новые приёмы игры, широко представленные в «Соло для гобоя», определена их музыкально-драматургическая роль, а также специфика исполнения. Выявлены характерные особенности двух интерпретационных версий произведения Э. Денисова. Автором проводится сравнительный анализ исполнений данного опуса немецким гобоистом К. Хоммелем и португальским музыкантом Дж. Мигелем. Это позволяет определить специфику звучания новых исполнительских приёмов в каждой из интерпретаций, а также выявить возможные варианты темпового и метроритмического решений «Соло для гобоя».

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 

58-65 25
Аннотация

В данной статье представлено исследование механизмов социальной деструкции в кинематографическом искусстве. С помощью комплексного анализа разнообразных исследовательских подходов – философского, психоаналитического, социокультурного и т. д., рассмотрено понятие «социальной деструкции», выявлены его ключевые характеристики и обоснована актуальность заявленной темы в современном научном знании. На основе философско-искусствоведческого анализа, разработанного известными учёными красноярской школы культурологии и искусствоведения В.И. Жуковским и Н.П. Копцевой, представлен анализ двух фильмов американского кинорежиссёра Ф.Ф. Копполы: «Крёстный отец» и «Апокалипсис сегодня». По мнению авторов, эти работы являются яркими репрезентантами культуры насилия в современном кинематографе. Тщательное рассмотрение разных уровней художественного образа выбранных произведений позволило сделать вывод о разных вариантах работы киномеханизма деструкции.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

67-74 21
Аннотация

В данной статье объектом внимания становится этнографическая экспедиция, которая определяется автором как особый творческий метод художников Красноярского края. На примере отдельных произведений Д.И. Каратанова, А.П. Лекаренко, В.И. Мешкова, А.А. Довнара, В.Ф. Капелько рассматривается оригинальный подход красноярских живописцев к изображению Севера. Уникальный сплав документального рисунка и художественного вымысла стали основой для появления новых возможностей изображения региона и позволили развить региональную художественную школу. В работе делается вывод, что в основе анализируемого творческого метода лежит не только точная передача этнографических характеристик, но и личное отношение художника к представленным в пространстве художественного образа персонажам. Именно личное переживание автора и его субъективный взгляд становятся ключевыми факторами при выявлении специфики этнографической экспедиции как основы регионального искусства.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДИЗАЙНА 

76-84 31
Аннотация

Современный дизайн – это вид творческой деятельности, который заставляет пересматривать многие устоявшиеся правила, так как условия взаимодействия человека с предметным миром и окружающей действительностью постоянно меняются. Это заметно, в частности, в усложнении терминологии, что, в свою очередь, подталкивает к поиску новой типологии предметов. С подобной целью обновления типологии автором статьи предпринята попытка выявить исторические аналоги элементу женской одежды под названием «шраг». При сопоставлении некоторых форм традиционного женского костюма возникла необходимость в привлечении ряда этнографических исследований об одежде коренных народов Сибири. Один из изложенных там фактов автор настоящей статьи приводит в качестве аргумента для обоснования типологического сходства рассматриваемых предметов.

Предметы фэшн-дизайна XX–XXI веков, дополняющие историко-типологический ряд форм, предшествующих «шрагу», демонстрируют, с одной стороны, определённую преемственность. С другой стороны, обновляется представление о критериях типологизации предмета одежды, так как акцент перемещается с его формальных качеств на диапазон возможностей комбинирования разнообразных элементов костюма.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 

86-92 21
Аннотация

В статье анализируется процесс становления и развития в Хабаровском крае в советский период системы образования в сфере культуры и искусства (среднего профессионального, высшего, дополнительного). Автор опирается на положения институционального и отраслевого подхода к исследованию культуры и образования. Даётся характеристика тем институциональным формам образования, которые в рассматриваемый период наиболее активно участвовали в подготовке региональных кадров (культурно-просветительная школа, музыкальный, театральный и педагогический техникум, институт культуры, педагогический институт, методический кабинет культурно-просветительной работы, лекционное бюро, дом народного творчества, народный университет, школа киномехаников). Рассмотренные институты образования в сфере культуры и искусства принимали активное участие в становлении и развитии культурно-образовательного пространства Хабаровского края, выполняя задачи по развитию региональной системы непрерывного профессионального образования, по сохранению и развитию кадрового потенциала учреждений культуры и искусства.

93-101 18
Аннотация

В статье освещается деятельность кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, являющейся важнейшим структурным подразделением Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. Год её основания – 1981. Необходимость подведения определённых итогов и анализа 40-летней деятельности, а также обобщение достижений работы преподавателей обусловили актуальность статьи. Её целью служит выявление мотивов и результатов работы коллектива. Показывается, что важнейший источник творческой состоятельности музыкантов, работающих на кафедре, заложен в самом предмете её деятельности – в профессиональном ансамблевом музицировании и передаче опыта студентам вуза. Творческий облик членов кафедры характеризуют открытость, желание сотрудничать с коллегами по институту и другим профильным вузам, с артистами филармонии, оперного и музыкального театров, членами творческих союзов, музыкальными учебными заведениями города и края.

СОБЫТИЯ, ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ 

103-112 28
Аннотация

В статье излагается информация о Втором международном конкурсе скрипачей Виктора Третьякова, который прошёл с 20 сентября по 1 октября 2021 года в городе Красноярске – на родине выдающегося музыканта современности. Виктор Викторович не только дал конкурсу своё имя, но стал его Президентом и возглавил Жюри. Приводятся данные об учредителях, участниках конкурса, концертмейстерах, организаторах и особенностях конкурсной программы, которая включала специально созданное обязательное произведение. Перечислен состав Жюри, в который вошли известные скрипачи и дирижёры современности. Освещается разнообразная программа мероприятия. Она включала не только выступления участников, но творческую встречу с Б. Монсенжоном и показ его фильма, а также открытые мастер-классы членов Жюри. Отдельно подчёркивается роль волонтёров, сопровождавших участников конкурса в индивидуальном порядке. Представлена информация о лауреатах конкурса и специальных призах.

113-124 27
Аннотация

Искусство фарфора в России имеет глубокие исторические корни и высочайшие достижения, сравнимые со славой русского балета и живописи на мировой арене. Фарфоровое производство было распространено по всей территории России, включая обширные территории Сибири: Хайтинский, Прокопьевский, Зеленогорский фарфоровые заводы. В 1990-е годы весь богатый потенциал оказался разрушен. В результате, на территории Сибири исчезает фарфоровое производство. Учебные заведения региона, ориентированные на выпуск специалистов данного профиля, к сожалению, не имели производственной базы для закрепления профессиональных навыков. Пытаясь разрешить эту проблему, начиная с 2011 года на базе кафедры «Художественная керамика» СГИИ имени Д. Хворостовского ежегодно проводятся керамические симпозиумы. С каждым годом количество участников увеличивается, в образовательно-творческую орбиту вовлекаются учащиеся и преподаватели ДХШ и ДШИ, студенты художественных направлений ВО и СПО Восточно-Сибирского региона, что способствует развитию креативных индустрий Енисейской Сибири. В центре внимания предлагаемой статьи – Всероссийский фарфоровый симпозиум «Космос художника»-2021, который обрёл в этом году государственную поддержку благодаря победе в конкурсе проектов Президентского фонда культурных инициатив. В работе приводится обзор комплекса мероприятий симпозиума, реализованных в период с 14 по 28 октября 2021 года.

125-130 27
Аннотация

Статья посвящена истории международного проекта «Возвращение музыкального наследия России», действующего с 2006 года на Дальнем Востоке России и в Японии. В программах концертов дальневосточных и японских музыкантов – инструментальная и вокальная музыка русских композиторов-эмигрантов «первой волны»: Н. Метнера, С. Рахманинова, Н. Черепнина, И. Ахрона, А. Гречанинова, др. Проект призван «вернуть» в академическое пространство России музыкальную образность, которая была «утеряна» в 20-х годах ХХ века. Он развивается в четырех направлениях: музыка Н. Метнера, музыка Н. Черепнина, камерная музыка композиторов-эмигрантов и научно-просветительская деятельность, направленная не только с популяризацию этой музыки, но и с исследование её феномена. Перспективное направление проекта «завязано» на диалоге современной российской музыкальной действительности и культурной традиции стран дальневосточного региона, в формировании которой участвовали представители русской эмиграции.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)