Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Механизм социальной деструкции в американском кинематографе 1970-х гг. (на материале анализа фильмов Ф.Ф. Копполы)

Полный текст:

Аннотация

В данной статье представлено исследование механизмов социальной деструкции в кинематографическом искусстве. С помощью комплексного анализа разнообразных исследовательских подходов – философского, психоаналитического, социокультурного и т. д., рассмотрено понятие «социальной деструкции», выявлены его ключевые характеристики и обоснована актуальность заявленной темы в современном научном знании. На основе философско-искусствоведческого анализа, разработанного известными учёными красноярской школы культурологии и искусствоведения В.И. Жуковским и Н.П. Копцевой, представлен анализ двух фильмов американского кинорежиссёра Ф.Ф. Копполы: «Крёстный отец» и «Апокалипсис сегодня». По мнению авторов, эти работы являются яркими репрезентантами культуры насилия в современном кинематографе. Тщательное рассмотрение разных уровней художественного образа выбранных произведений позволило сделать вывод о разных вариантах работы киномеханизма деструкции.

Об авторах

Е. А. Сертакова
Сибирский федеральный университет
Россия

Сертакова Екатерина Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и искусствоведения

Красноярск



Т. И. Плиско
Сибирский федеральный университет
Россия

Плиско Татьяна Игоревна, выпускница кафедры культурологии и искусствоведения

Красноярск



Список литературы

1. Агапов П.В. Агрессия как социокультурный феномен: историко-социологические традиции исследования // Ломоносовские чтения. Молодые ученые. Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: МГУ, 2002. С. 5–28.

2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

3. Вахменин В.Н. Антропологические основания деструкции культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. № 9. С. 55–57.

4. Вершинин С.Е., Борисова Г.А. Концепция социальной деструкции франкфуртской школы (историко-философский анализ). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. 167 с.

5. Гелен А. О систематике антропологии. М.: Прогресс, 1988. 354 с.

6. Гилинский Я.И. Социальное насилие. СПб.: АлефПресс, 2013. 185 с.

7. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М.: РОССПЭН, 2002. 122 с.

8. Жабский М.И. Киноискусство и социология – две формы самопознания общества // Социология и кинематограф. 2011. № 8. С. 20–66.

9. Жижек С. О насилии. М.: Европа, 2010. 184 с.

10. Жуковский В.И., Копцева Н.П. Пропозиции теории изобразительного искусства. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2004. 266 с.

11. Захарова А.О., Кудеников А.О., Солдатикова Е.М. Исследование агрессии и насилия на телеэкране // Актуальные проблемы и достижения в общественных науках. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2015. С. 41–43.

12. Москалюк М.В. Что такое искусство: современные вызовы и смыслы // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского “ARTE”. 2021. № 2. С. 5–11.

13. Румянцева Т.Г. Критический анализ концепций «человеческой агрессивности». Минск: БГУ им. В.И. Ленина, 1982. 128 с.

14. Рыклин М.К. Деконструкция и деструкция. М.: Логос, 2002. 272 с.

15. Тарасов К.А. Насилие в кино: катарсис или мимесис? М.: Октопус, 2003. 416 с.

16. Тевлюкова О.Ю. Насилие как феномен социальной организации: опыт теоретико-методологического анализа: дис. … канд. социолог. наук: 22.00.01. / Тевлюкова Оксана Юрьевна. Новосибирск, 2005. 175 с.

17. Флиер А.Я. Культурогенез. М.: Российский институт культурологии, 1995. 128 с.

18. Фрейд З. Избранное. Книга 2. Неудовлетворенность культурой. М.: Московский рабочий, 1990. 176 с.

19. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2004. 635 с.

20. / Шпильрейн С.Н. Деструкция как причина становления. М.: Логос, 1994. 238 с.

21. Bacon H. The Fascination of Film Violence. UK.: Palgrave Macmillan UK, 2016. 220 p.

22. Garland D. The Culture of High Crime Societies // British Journal of Criminology, 2000. 375 p.


Рецензия

Для цитирования:


Сертакова Е.А., Плиско Т.И. Механизм социальной деструкции в американском кинематографе 1970-х гг. (на материале анализа фильмов Ф.Ф. Копполы). Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(4):58-65.

For citation:


Sertakova E.A., Plisko T.I. The mechanism of social destruction in the American cinematograph of the 1970s. (on the material of the film analysis of F.F. Koppola). ARTE. 2021;(4):58-65. (In Russ.)

Просмотров: 24


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)