Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Традиция жанрово-эпического симфонизма в творчестве русских композиторов XIX века

Полный текст:

Аннотация

В  статье  впервые  рассмотрены характерные  особенности  симфонических  произведений  русских  композиторов  XIX  века,  основанных  на народных  темах.  В  этих  опусах  получила  отражение эпическая  картина  мира,  и  потому  тип  симфонизма, посредством  которого  воплощено  музыкальное  содержание  рассматриваемых  сочинений,  можно  определить как  жанрово-эпический.  Важнейшими  особенностями эпической  картины  мира,  претворёнными  в  музыке русских композиторов, являются объективный характер образов, обусловленный темами, выступающими в качестве знаков «внешней реальности», а также реализация принципа  многообразия  в  единстве.  В  статье  рассматриваются  сочинения  разных  жанров,  обладающие сходством  принципов  развития  материала,  формообразования  и музыкальной  драматургии.  Традиция  жанрово-эпического  симфонизма  в русской  музыке  XIX века имеет  определенную  динамику,  достигая  кульминации в  шестидесятые  годы.  Затем  интерес  композиторов к этой области симфонической музыки заметно снижается. Одновременно в рассматриваемой области симфонической музыки происходит переакцентировка жанровых разновидностей  одночастных  произведений.  Так,  жанр увертюры, явно доминировавший поначалу, постепенно вытесняется  жанрами,  более  свободными  по  формообразованию,  нежели  увертюра  (сначала  фантазией, а затем – каприччио). Исчерпав себя в девяностые годы XIX века, традиция жанрово-эпического симфонизма как бы прорастает в иные области русской симфонической музыки (симфонии, сюиты и музыкальной картины).

Об авторе

В. В. Чайкина
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Чайкина  Валентина  Васильевна,  кандидат  искусствоведения,  доцент  кафедры  истории  музыки

 660049,  Красноярск



Список литературы

1. /Асафьев Б.В. М.И. Глинка. Л.: Музыка, 1978. 309 с.

2. /Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа). URL:https://philolog.petrsu.ru/filolog/lit/epospom.pdf (дата обращения: 06.04.2021).

3. /Винокурова Н.В. Поэтика русского эпоса в «Богатырской» симфонии А. Бородина: к вопросу о самобытной трактовке жанра // Художественные жанры: история, теория, трактовка; сборник научных статей. Вып. 2: Музыкальное искусство. Красноярск: КГИИ, Красноярский культурно-исторический музейный комплекс, 1997. С. 94–106.

4. /Гегель Г.В.Ф. Эстетика, т. 3. М.: Искусство, 1969. 621 с.

5. /Глинка М.И. Записки. М.: Музыка, 1988. 217 с.

6. / Фрадкин В.К. Особенности содержания, формы и драматургии русского эпического симфонизма // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М.: Советский композитор, 1979. С. 187–200.

7. /Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957. 497 с.


Для цитирования:


Чайкина В.В. Традиция жанрово-эпического симфонизма в творчестве русских композиторов XIX века. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(2):54-66.

For citation:


Chaikina V.V. The tradition of genre-epic symphonism in the creative works of Russian composers of the XIX century. ARTE. 2021;(2):54-66. (In Russ.)

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)