Традиция жанрово-эпического симфонизма в творчестве русских композиторов XIX века
Аннотация
В статье впервые рассмотрены характерные особенности симфонических произведений русских композиторов XIX века, основанных на народных темах. В этих опусах получила отражение эпическая картина мира, и потому тип симфонизма, посредством которого воплощено музыкальное содержание рассматриваемых сочинений, можно определить как жанрово-эпический. Важнейшими особенностями эпической картины мира, претворёнными в музыке русских композиторов, являются объективный характер образов, обусловленный темами, выступающими в качестве знаков «внешней реальности», а также реализация принципа многообразия в единстве. В статье рассматриваются сочинения разных жанров, обладающие сходством принципов развития материала, формообразования и музыкальной драматургии. Традиция жанрово-эпического симфонизма в русской музыке XIX века имеет определенную динамику, достигая кульминации в шестидесятые годы. Затем интерес композиторов к этой области симфонической музыки заметно снижается. Одновременно в рассматриваемой области симфонической музыки происходит переакцентировка жанровых разновидностей одночастных произведений. Так, жанр увертюры, явно доминировавший поначалу, постепенно вытесняется жанрами, более свободными по формообразованию, нежели увертюра (сначала фантазией, а затем – каприччио). Исчерпав себя в девяностые годы XIX века, традиция жанрово-эпического симфонизма как бы прорастает в иные области русской симфонической музыки (симфонии, сюиты и музыкальной картины).
Ключевые слова
Об авторе
В. В. ЧайкинаРоссия
Чайкина Валентина Васильевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки
660049, Красноярск
Список литературы
1. Асафьев Б.В. М.И. Глинка. Л.: Музыка, 1978. 309 с.
2. Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа). URL:https:philolog.petrsu.rufilologlitepospom.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
3. Винокурова Н.В. Поэтика русского эпоса в «Богатырской» симфонии А. Бородина: к вопросу о самобытной трактовке жанра Художественные жанры: история, теория, трактовка; сборник научных статей. Вып. 2: Музыкальное искусство. Красноярск: КГИИ, Красноярский культурно-исторический музейный комплекс, 1997. С. 94–106.
4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика, т. 3. М.: Искусство, 1969. 621 с.
5. Глинка М.И. Записки. М.: Музыка, 1988. 217 с.
6. Фрадкин В.К. Особенности содержания, формы и драматургии русского эпического симфонизма Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М.: Советский композитор, 1979. С. 187–200.
7. Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957. 497 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чайкина В.В. Традиция жанрово-эпического симфонизма в творчестве русских композиторов XIX века. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(2):54-66.
For citation:
Chaikina V.V. The tradition of genre-epic symphonism in the creative works of Russian composers of the XIX century. ARTE. 2021;(2):54-66. (In Russ.)