Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Традиция жанрово-эпического симфонизма в творчестве русских композиторов XIX века

Аннотация

В  статье  впервые  рассмотрены характерные  особенности  симфонических  произведений  русских  композиторов  XIX  века,  основанных  на народных  темах.  В  этих  опусах  получила  отражение эпическая  картина  мира,  и  потому  тип  симфонизма, посредством  которого  воплощено  музыкальное  содержание  рассматриваемых  сочинений,  можно  определить как  жанрово-эпический.  Важнейшими  особенностями эпической  картины  мира,  претворёнными  в  музыке русских композиторов, являются объективный характер образов, обусловленный темами, выступающими в качестве знаков «внешней реальности», а также реализация принципа  многообразия  в  единстве.  В  статье  рассматриваются  сочинения  разных  жанров,  обладающие сходством  принципов  развития  материала,  формообразования  и музыкальной  драматургии.  Традиция  жанрово-эпического  симфонизма  в русской  музыке  XIX века имеет  определенную  динамику,  достигая  кульминации в  шестидесятые  годы.  Затем  интерес  композиторов к этой области симфонической музыки заметно снижается. Одновременно в рассматриваемой области симфонической музыки происходит переакцентировка жанровых разновидностей  одночастных  произведений.  Так,  жанр увертюры, явно доминировавший поначалу, постепенно вытесняется  жанрами,  более  свободными  по  формообразованию,  нежели  увертюра  (сначала  фантазией, а затем – каприччио). Исчерпав себя в девяностые годы XIX века, традиция жанрово-эпического симфонизма как бы прорастает в иные области русской симфонической музыки (симфонии, сюиты и музыкальной картины).

Об авторе

В. В. Чайкина
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Чайкина  Валентина  Васильевна,  кандидат  искусствоведения,  доцент  кафедры  истории  музыки

 660049,  Красноярск



Список литературы

1. Асафьев Б.В. М.И. Глинка. Л.: Музыка, 1978. 309 с.

2. Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа). URL:https:philolog.petrsu.rufilologlitepospom.pdf (дата обращения: 06.04.2021).

3. Винокурова Н.В. Поэтика русского эпоса в «Богатырской» симфонии А. Бородина: к вопросу о самобытной трактовке жанра Художественные жанры: история, теория, трактовка; сборник научных статей. Вып. 2: Музыкальное искусство. Красноярск: КГИИ, Красноярский культурно-исторический музейный комплекс, 1997. С. 94–106.

4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика, т. 3. М.: Искусство, 1969. 621 с.

5. Глинка М.И. Записки. М.: Музыка, 1988. 217 с.

6. Фрадкин В.К. Особенности содержания, формы и драматургии русского эпического симфонизма Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М.: Советский композитор, 1979. С. 187–200.

7. Цуккерман В.А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957. 497 с.


Рецензия

Для цитирования:


Чайкина В.В. Традиция жанрово-эпического симфонизма в творчестве русских композиторов XIX века. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(2):54-66.

For citation:


Chaikina V.V. The tradition of genre-epic symphonism in the creative works of Russian composers of the XIX century. ARTE. 2021;(2):54-66. (In Russ.)

Просмотров: 1523


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)