Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

«Сибирский след» в истории костюма и фэшн-дизайне

Полный текст:

Аннотация

Современный дизайн – это вид творческой деятельности, который заставляет пересматривать многие устоявшиеся правила, так как условия взаимодействия человека с предметным миром и окружающей действительностью постоянно меняются. Это заметно, в частности, в усложнении терминологии, что, в свою очередь, подталкивает к поиску новой типологии предметов. С подобной целью обновления типологии автором статьи предпринята попытка выявить исторические аналоги элементу женской одежды под названием «шраг». При сопоставлении некоторых форм традиционного женского костюма возникла необходимость в привлечении ряда этнографических исследований об одежде коренных народов Сибири. Один из изложенных там фактов автор настоящей статьи приводит в качестве аргумента для обоснования типологического сходства рассматриваемых предметов.

Предметы фэшн-дизайна XX–XXI веков, дополняющие историко-типологический ряд форм, предшествующих «шрагу», демонстрируют, с одной стороны, определённую преемственность. С другой стороны, обновляется представление о критериях типологизации предмета одежды, так как акцент перемещается с его формальных качеств на диапазон возможностей комбинирования разнообразных элементов костюма.

Об авторе

С. П. Никольская
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Никольская Светлана Петровна, доцент, кафедра промышленного дизайна

Нижний Новгород



Список литературы

1. Айхер Д. Образ одетого тела в моде и изобразительном искусстве // Мода и искусство. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 110–123.

2. Балдано И.Ц. Мода XX века. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2002. 400 с.

3. Бодрова А.Ш. Традиционный костюм коренных народов Сибири как отражение эмпирической ментальности // Вестник ТГПУ. 2004. № 4. С. 85–90.

4. Винтажная мода. Платья. М.: Издательство BBPG (ЗАО «ББПГ»), 2013. 224 с.

5. Василевич Г.М. Тунгусский кафтан: к истории его развития и распространения // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XVIII. М., Л.: Издательство АН СССР, 1958. С. 122–178.

6. Джарылгасинова Р.Ш. Корейская национальная одежда в коллекциях МАЭ // Сборник Музея антропологии и этнографии. № XXV. Л.: Наука, 1969. С. 146–157.

7. Ионова Ю.В. Характерные черты одежды корейцев и некоторые вопросы её развития. URL: https:// koryo-saram.ru/yu-v-ionova-harakternye-chertyodezhdykorejtsev-i-nekotorye-voprosy-ee-razvitiya/ (дата обращения: 07.11.2021).

8. Калашникова Н.М. «Своя рубаха ближе к телу…» Коллекция рубах в собрании Российского этнографического музея. М.: Северный паломник, 2018. 192 с.

9. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв. (опыт энциклопедии). М.: БСЭ, 1995. 383 с.

10. Мода и стиль. Современная энциклопедия. М.: Аванта+, 2002. 480 с.

11. Памятники корейской культуры из собрания государственного музея Востока. Сеул: Государственный исследовательский институт культурного наследия республики Корея, 2002. 336 с.

12. Пуаре – король моды. Каталог выставки в Музеях Московского Кремля. М.: АзБука, 2011. 308 с.

13. Callan O'Hara Georgina. The Thames & Hudson Dictionary of Fashion and Fashion Designers. London: Thames & Hudson, 2008. 296 p.

14. Cho Woo-hyun. Characteristics of the Korean Costume and Its Development // Koreana: Hanbok. Traditional Beauty in Korean Clothing. Vol. 9, No. 3, Autumn 1995. Pp. 4–11.

15. Cumming V., Cunnington C.W., Cunnington P.E. The Dictionary of Fashion History. Oxford, New York: Berg, 2010. 320 p.

16. Freestone Camille. Designers Everywhere Are Reinventing The Shrug For 2021. URL: https://coveteur.com/2021/01/05/shrug-trend-2021/ (дата обращения: 07.11.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Никольская С.П. «Сибирский след» в истории костюма и фэшн-дизайне. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(4):76-84.

For citation:


Nikolskaya S.P. “Siberian trace” in the history of costume and fashion design. ARTE. 2021;(4):76-84. (In Russ.)

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)