Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Хоральная прелюдия «в своей полноте»: о возможности совместного исполнения хоральной обработки и хорала в концертной практике

Полный текст:

Аннотация

В настоящей работе рассматривается вопрос о возможности представления в концертной практике связи хорала (в котором духовный текст озвучивается хором или вокальным ансамблем) с хоральной обработкой (инструментальным произведением, соответствующим определённому духовному тексту и созданному на предустановленный напев). Это видится необходимым для наиболее глубокой духовной интерпретации последней как слушателем, так и исполнителем.

Актуальность исследования определяется тем, что и для современного слушателя, и для исполнителя подчас потеряна связь между хоральной обработкой, изначальным хоральным напевом и, что главное, текстом и смыслом хорала, на котором она основывается.

Продемонстрировать возможность и обусловленность связного исполнения органной хоральной прелюдии и соответствующего хорала хором можно на примере исполнительской практики известнейшего органиста и музыковеда Альберта Швейцера (1875–1965). Изучение программ выступлений Швейцера в период с 1928 по 1935 гг. наглядно показывает присутствие устойчивой практики звучания органной хоральной прелюдии в сочетании с соответствующим хоралом. Помимо анализа исторических документов приводятся некоторые аргументы о необходимости сохранения и развития подобной исполнительской практики в современности.

Об авторе

С. С. Горбунов

Россия

Горбунов Святослав Сергеевич, кандидат философских наук, независимый исследователь

Москва



Список литературы

1. Горбунов С.С. Тексты избранных лютеранских песнопений. Изд. 2-е. перераб., испр. и доп. М., 2019. 66 с.

2. Друскин М.С. Альберт Швейцер и его книга о Бахе // Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика XXI, 2002. С. 639–656.

3. Швейцер А. Жизнь и мысли / пер. с нем. А. Л. Чернявского. М.: Центр Гуманитарных Инициатив, 2017. 672 с.

4. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Классика-XXI, 2016. 816 с.

5. Evangelishes Kirchengesangbuch. Ausgabe fur evangelischeslutherischen Kirchen Niedersachsens. Hannover: Schlutersche Verlagsanstalt und Druckerei Hannover und Vandenhoeck & Ruprecht Gottingen, 1980. 928 p.

6. Schutzeichel H. Die Konzerttatigkeit Albert Schweitzers. Bern: Haupt, 1991. 214 p.


Рецензия

Для цитирования:


Горбунов С.С. Хоральная прелюдия «в своей полноте»: о возможности совместного исполнения хоральной обработки и хорала в концертной практике. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(4):12-20.

For citation:


Gorbunov S.S. Choral prelude in its fullness: on the quest of concert performance of choral and choral prelude. ARTE. 2021;(4):12-20. (In Russ.)

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)