Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Претворение принципа монотематизма в Концерте-симфонии для виолончели, фортепиано и оркестра О. Меремкулова

Аннотация

В статье рассматривается музыкальный тематизм Концерта-симфонии для виолончели и фортепиано с оркестром красноярского композитора О. Меремкулова. Музыкальный материал всех четырёх частей слитно-циклической формы вырастает на единой конструктивной основе, которая представлена в тематическом комплексе Боли, открывающем I часть. В процессе его преобразований в последующих частях тот или иной тип экспрессии достигается благодаря переинтонированию базовых конструктивных элементов посредством смены тембра, регистра, динамики, темпа, ритмической и фактурной организации, комбинации интервалов по горизонтали и вертикали, характеристик мелодической линии. Свободные тематические трансформации исходного комплекса в каждой части цикла образуют направленную линию сквозного развития, претворяющую некий условный сюжет. Действие принципа монотематизма сообщает масштабной композиции динамичность и цельность. 

Об авторе

Н. М. Найко
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Найко Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки и композиции, заведующая кафедрой теории музыки и композиции

Красноярск



Список литературы

1. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1972. 376 c.

2. Барсова И.А. Симфонии Малера. М.: Сов. Композитор, 1975. 496 с.

3. Зенкин К.В. К вопросу о симфонизме // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. 2010. Выпуск 10. С. 167–179.

4. Найко Н.М. Памяти нетленный свет… К 85-летию О.О. Меремкулова // Художественные традиции Сибири: материалы III Международной научной конференции, 12–13 ноября 2020 г. Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2020. С.132–136.

5. Найко Н.М. Олег Ованесович Меремкулов // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. С.17–26.

6. Христов Д. Теоретические основы мелодики. М.: Музыка, 1980. 256 с.

7. Nayko N.M. Content Potential of Genre Decisions in the Diptychsymphony by Oleg Meremkulov as the Key to Performance Interpretation // Proceedings of the 3rd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Moscow: Atlantis Press, 2021. Pp.106–111.


Рецензия

Для цитирования:


Найко Н.М. Претворение принципа монотематизма в Концерте-симфонии для виолончели, фортепиано и оркестра О. Меремкулова. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(4):36-48.

For citation:


Nayko N.M. Principle of monothematism in Concerto-symphony for cello, piano and orchestra by O. Meremkulov. ARTE. 2021;(4):36-48. (In Russ.)

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)