АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ
Статья посвящена вопросам музыкальной семиотики – одного из актуальных направлений современной музыкально-теоретической науки. В настоящее время основательно разработана методология анализа жанрово-стилевой семантики. Изучение семантических функций композиционных структур находится на начальной стадии. Среди малоизученных в этом плане музыкальных форм – древнейшая вокальная форма AA B, именуемая, начиная с традиции немецких мейстерзингеров, где была разработана терминология, сохраняющаяся до настоящего времени, die Barform или der Bar. В данной статье она обозначена понятием «композиционная модель Bar». Структурно-семантические свойства песенной формы Bar определяют бинарно-тернарные отношения. В статье рассматривается символика первых членов простого арифметического ряда, так как каждый его элемент представлен в данной музыкально-поэтической форме определённой композиционной функцией. Первый раздел A – Stollen, экспонирующий главную мысль, устанавливает интонационную опору строфы, символизирует «начало начал» – число «1». Далее музыка подчинена бинарному принципу. Число «2» представлено в двух парах. Пара тождественных элементов AA образует запев. Пара различных – представляет интонационное сопоставление запева AA и припева B. Происходит переход от периодической симметрии к асимметрии. Асимметрия выражена также символикой числа «3» в общем количестве частей паттерна, а также в сквозном трёхстрофном строении поэтического текста куплета. Автор статьи, учитывая стилевые и структурные метаморфозы паттерна AA B, который проходит сквозь тысячелетнюю историю европейской музыкальной культуры, рассматривает его как порождающую модель в становлении типовых форм европейской профессиональной музыки. В заключении приводятся факты этимологической и семиотической интерпретации числовой символики композиционной модели и подчёркиваются её динамические потенции в музыкальном формообразовании.
В рамках статьи предпринимается попытка рассмотреть некоторые эстетические и хореографические особенности Belle dance во французской культуре XVII века. Основой для работы послужила не переведённая на русский язык книга Бетти Бэнг Мазер “Dance of the French Baroque” («Танцы французского барокко»), содержание которой всё ещё остаётся малоизвестным для отечественных исследователей. Авторы рассматривают специфику Belle dance во взаимосвязи трёх аспектов: поэтического, музыкального и хореографического. Как результат этого взаимодействия – виды танцевальных периодов и танцевальных фигур, а также особенности соотношения разделов музыкально-риторической диспозиции с хореографическими и музыкальными построениями. Кроме этого, внимание уделяется значению культа “короля-солнца”, роли сюринтенданта, замыслу композитора и хореографа при создании постановки Belle dance. В качестве музыкальных примеров используется фрагмент “La passacaille de Persée” («Пассакалия Персея») из оперы Люлли «Персей» и фрагмент постановки Пекура “La bourrée d'Achille” («Бурре Ахилла»).
Статья посвящена циклу «Сонаты и интерлюдии» для препарированного фортепиано американского композитора XX века Джона Кейджа. Этот фортепианный цикл по праву считается одним из наиболее известных сочинений лидера музыкального авангарда. Он встраивается в один ряд с такими произведениями, как “Ludus tonalis” П. Хиндемита, «20 взглядов на младенца Иисуса» О. Мессиана, «Прелюдии и фуги» Д. Шостаковича. Несмотря на исполнительскую популярность, данное сочинение пока всесторонне не осмыслено в отечественном музыкознании. Написанный под впечатлением от работ Ананды Кумарасвами, цикл демонстрирует глубокое погружение композитора в индийскую культуру.
Избранный ракурс исследования определил актуальность темы статьи. Как показали аналитические наблюдения, Соната № 3, ставшая объектом изучения, представляет собой оригинальный пример, демонстрирующий интерес композитора к индийской танцевальной традиции, что нашло отражение в образной сфере, композиционных особенностях, звуковой палитре сочинения. Музыкальный материал произведения, его общий сонорный строй близок к древнему явлению индийской музыки – системе шрути, своеобразно воспроизведенной Дж. Кейджем благодаря препарированному роялю – самому знаменитому изобретению американского авангардиста.
Данная статья посвящена исследованию музыкального воплощения текста поэмы В. Шершеневича «Ангел катастроф» в творчестве известного композитора, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Юрия Сергеевича Каспарова. Впервые осуществляется анализ образно-тематической сферы музыкального произведения. Отмечаются композиционные особенности кантаты и её первоисточника. Выявляются принципиальные различия в трактовке текста литературного сочинения поэтом и композитором. Особое внимание в статье уделяется определённым стилевым закономерностям, характерным для творчества Ю. Каспарова. В них наиболее ярко отражаются актуальные тенденции развития современного музыкального языка. Погружение в исторический контекст поэмы, приведённый в начале статьи, позволяет в полной мере постичь глубину смысла литературного первоисточника. Это, в свою очередь, расширяет возможности познания семантических элементов музыкального текста. В творчестве Ю. Каспарова музыка всегда тесно связана со словом. Даже инструментальные опусы мастера имеют заголовки и, как правило, сопровождаются развёрнутой аннотацией. В вокальных партитурах слово становится носителем смысла, зашифрованного в многомерном музыкальном пространстве. Именно эта особенность творческого метода композитора и привлекла внимание автора данной статьи.
В данной статье рассматривается произведение современного норильского композитора В.И. Примака «История Мастера», посвящённое творчеству выдающегося сибирского мастера, прославленного уроженца Красноярска В.И. Сурикова. Целостный анализ оратории осуществляется впервые. В центре внимания автора – раскрытие идейно-образного содержания, особенностей композиции и драматургии оратории «История Мастера», в музыке которой воплотилось современное видение и понимание композитором творчества гениального художника-летописца, а также трагических событий русской истории сквозь призму его знаменитых полотен. Автор работы также останавливается на литературной основе произведения, его разветвлённой лейтмотивной системе, сольных и хоровых номерах, подчёркивая мысль о стремлении В.И. Примака выявить духовное начало личности В.И. Сурикова, его глубинную связь, сопричастность с русским народом.
ИСКУССТВО И ЛИЧНОСТЬ
В статье раскрываются процессы формирования академического стиля игры на саксофоне сквозь призму изучения жизни и творчества знаменитого французского саксофониста Марселя Мюля. Значительное внимание в ней уделено различным ипостасям музыканта: как концертного исполнителя и популяризатора академической музыки для саксофона, основателя и участника квартета “Quatuor de Saxophones de Paris” педагога, воспитавшего великолепных музыкантов и последователей академического саксофонного стиля; талантливого аранжировщика и создателя обширного учебного материала, в котором сосредоточены его основные педагогические принципы. Впервые вводятся в научный обиход два источника, ещё не переведенные на русский язык: книга ученика М. Мюля, Эжена Руссо «Марсель Мюль: его жизнь и саксофон» (Rousseau E. “Marsel Mule: Sa vie et le saxophone”) и развёрнутое интервью Марселя Мюля об истории вибрато на саксофоне (“History of the vibrato on saxophone”), на основе изучения которых в статье представлены малоизвестные факты биографии М. Мюля, связанные с его юными годами, эволюцией академического стиля на примере сольного и ансамблевого музицирования мастера, педагогической деятельностью. Проведённое исследование позволяет существенно расширить представление о личности и многогранной деятельности выдающегося музыканта XX века. Авторы приходят к выводу, что на сегодняшний день дальнейшая эволюция саксофонного исполнительства была бы невозможна без тех основ, которые, благодаря своей успешной концертно-просветительской и педагогической работе, заложил М. Мюль, а затем и его последователи – ученики.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ
Статья посвящена анализу развития академических традиций струнно-смычкового исполнительства в Красноярске в первое десятилетие советской власти сквозь призму системообразующего явления рассматриваемого этапа – культуротворческой деятельности первого музыкально-учебного учреждения на Енисее, Народной консерватории, ставшей впоследствии Музыкальным техникумом. Методологически статья базируется на принципе историзма, используются элементы системного, социокультурного и антропологического подходов, ведущими методами избираются источниковедческий, дескриптивный, сравнительно-исторический и системный анализ. С опорой на архивные материалы и опубликованные исследования авторы освещают результаты масштабного культурного большевистского строительства в Красноярске, первое десятилетие работы струнного отделения Народной консерватории (Музыкального техникума), называя имена музыкантов, участвующих в становлении и развитии локального профессионального струнно-смычкового образования и исполнительства. На конкретных примерах демонстрируется роль личности в формировании музыкальной жизни провинции. По мнению авторов, 1920-е годы представляют особую страницу в истории струнно-смычкового исполнительства Красноярска, где магистральным процессом становится профессионализация искусства, которая разворачивается в данном локусе, главным образом, посредством Народной консерватории, ставшей крупнейшим творческим (не только образовательным) центром региона в означенный период.
Данная статья посвящена особенностям функционирования системы музыкально-образовательных учреждений города Иркутска в период Великой Отечественной войны. На основании архивных материалов и неопубликованных свидетельств очевидцев автором проводится анализ позитивных и негативных тенденций, существовавших в данной сфере. Новизна и практическая ценность работы состоит в том, что события, которые в ней рассматриваются, ранее ещё не становились объектом детального исследования в научной литературе. Между тем, изучение данных событий и введение в научный обиход ранее неизвестных фактов дополняет биографии знаменитых музыкальных деятелей Иркутска (В.Ф. Сухиненко, Г.Э. Ланэ, Л.Н. Семенцовой, Л.П. Холодиловой и др.), а также тех, кто прибыл сюда в эвакуацию (Л.С. Гуров, В.Н. Пронин, А.В. Абрамович). Материалы статьи могут быть полезны музыкантам, историкам, а также людям, интересующимся историей сибирской культуры.
В данной статье изложены основные этапы организации сбора фольклора и его популяризации с целью формирования гражданской идентичности, определена жанровая структура и взаимное влияние фольклорного и околофольклорного пространства. Методологическую базу исследования составили нарративный, исторический, сравнительный методы изучения и пространственный подход. Научной новизной является уточнение основных этапов сбора и популяризации многонационального фольклора на территории Красноярского края; выявление в региональной печати новых жанров и образов военного времени, фольклорного контрпространства, взаимосвязи фольклорного и околофольклорного пространства, которая наиболее эффективной была, прежде всего, в отношении сказа Е.И. Чичаевой о Зое Космодемьянской, ставшего ядром фольклорного пространства в печати. Автор работы не претендует на полноту и всеохватность в изложении заявленной проблематики, обозначая новые ракурсы в изучении многоаспектной культуры Красноярского края.
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
В основу настоящей статьи лёг конспект доклада, прочитанного автором в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского на методическом семинаре 24 марта 2021 года в рамках Красноярской струнной творческой школы и адресованного как молодым скрипачам, так и их наставникам. Принимая во внимание вызванный им широкий резонанс в профессиональном педагогическом сообществе, доказывающий актуальность рассматриваемой проблематики и изложенных подходов к её решению, материал представляется в виде статьи, что позволяет зафиксировать и тиражировать результаты многолетней методической работы автора. Однако при этом осуществляется попытка остаться в поле диалогичных жанров, так как во многом на искусстве коммуникации строится скрипичная (и не только) педагогика. Для изложения материала избирается жанр беседы, цель которого – привлечь внимание собеседника и дать путеводную нить, идею, помогающую ему найти выход из лабиринта технологических проблем и «трудностей». Идея эта изложена в названии статьи: от зажатости к свободе. Подчеркнём, речь не только об энергосбережении: снятие ненужных напряжений открывает единственно возможный путь осуществления естественных непринуждённых игровых движений, результат которых неизмеримо превосходит – и в художественном, и в технологическом отношениях – движения скованные, построенные на силовом преодолении зажимов.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
Статья посвящена исследованию экфрасиса в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Утверждается, что на сегодняшний день изучение экфрасиса является одним из актуальных направлений таких наук, как филология и искусствоведение. Анализ исследований, посвященных экфрасису в творчестве Пушкина, позволяет сделать вывод о том, что Пушкин часто задействовал в своих текстах экфрасисы, чтобы решить идейно-стилистические задачи. Доказывается, что анализ роли экфрасиса, представленного в повести «Станционный смотритель» описанием четырёх немецких картинок о блудном сыне, способен привести читателя к наиболее адекватной интерпретации неоднозначного произведения Пушкина. Автор статьи предлагает новый взгляд на роль экфразиса в повести. Проводится сопоставительный анализ истории о блудном сыне, изображённой на картинках, с историей главной героини повести, и делается вывод о том, что, обратившись посредством экфрасиса к евангельской притче о блудном сыне, Пушкин в произведении «Станционный смотритель» дал свой вариант данной притчи (в тексте – притчи о блудной дочери), наиболее органичный для пасхальной, православной культуры.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
В данной статье анализируются образы теофании в религиозной живописи, созданные на основе Ветхого Завета. Согласно священному тексту выделены антропоморфный, ангельский образы, а также образы природных стихий. Антропоморфный образ Бога базируется на библейском рассказе о сотворении мира и человека, и на видении о «Ветхом днями», описанном в книге пророка Даниила. Ангельский образ Господа опирается на книгу Бытия (явление трёх мужей Аврааму). Бог в образе облака, бури, огня фигурирует в историях о Содоме и Гоморре, Неопалимой купине, Исходе из Египта, строительстве Скинии и других. Приводятся примеры произведений Микеланджело Буонарроти, К.П. Брюллова, Д. Мартина и М. Шагала, в которых воплощены указанные образы.
Статья посвящена исследованию творческого подхода Валентина Александровича Серова при создании портретов его родителей, известных музыкальных деятелей России XIX в. При достаточной изученности наследия художника возникает потребность расширить представление о серовских портретах русских композиторов. В статье анализируются художественно-живописные средства творческого метода художника. Рассматривается феномен индивидуальных приёмов работы, напряжённого, осмысленного, глубинного проникновения в конкретный образ портретируемого для создания «жизненной правды» портрета. Портретное и театрально-декорационное искусство Серова непременно связывали с ролью музыкальной культуры в биографии художника. Музыкально-художническая среда Серова влияла на характерные стилевые и композиционные решения. Портреты Валентины Семеновны Серовой и Александра Николаевича Серова созданы в несвойственной ему манере отсутствия специфического, личного сотрудничества, коммуникации и обратной связи с моделью. Лишь немногие карандашные рисунки В.С. Серовой создавали ощущение внутреннего проникновения художника в образ. Существовало объективное объяснение этих причин: портрет отца написан по памяти, с матерью их объединяли слишком редкие минуты общения из-за её занятости служением музыкальному просвещению в России.
В данной статье представлены размышления автора о тесной взаимосвязи науки и искусства на примере художественной керамики как сложнейшего и удивительного конгломерата их составляющих. «Четыре стихии» – земля (глина), вода, воздух, огонь, которые являются важнейшими и неотъемлемыми составляющими в процессе изготовления любого керамического изделия, рассматриваются в работе с разных позиций, знание которых необходимо специалисту для его успешной практической деятельности на всех этапах производства. На основе проведённого анализа автором делается вывод, что художественная керамика – это наука, возведённая в степень искусства, и, в тоже время, это уникальный вид искусства, абсолютно невозможный без глубоких знаний в области физики, каллоидной химии (физико-химическая механика дисперсных систем) и биологии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
В данной статье рассматривается вопрос о необходимости актуализации профессионального и творческого подхода в формировании личности художника, будущего руководителя студии декоративно-прикладного творчества в образовательном процессе творческого вуза. Приводятся размышления о педагогической ценности познания декоративно-прикладного и народного искусства. Современная ситуация совершенно не способствует сохранению, а во многих случаях и возрождению практического художественного творчества, в том числе познанию народного искусства. С развитием цифровых технологий и их активным внедрением в образовательный процесс творческого вуза у обучающихся стала развиваться шаблонность мышления, формируются негативные стереотипы, навязанные интернет-технологиями. Автор выделяет ключевые задачи, которые необходимо решать в условиях образовательного процесса творческого вуза применительно к кафедре народной художественной культуры на современном этапе развития.
СОБЫТИЯ, ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ
В статье анализируются итоги I Всероссийского лагеря саксофонистов “Baikal Sax”, который прошёл с 26 июля по 3 августа 2021 года на берегу озера Байкал, в посёлке Большое Голоустное. Подобные мероприятия стали привычными для столичных музыкантов, но в Сибири такое событие прошло впервые. Это масштабный проект, реализованный за пределами центральной части России, вышедший за рамки регионального уровня и получивший Всероссийский статус. “Baikal Sax” собрал множество саксофонистов со всех уголков России, включая Санкт-Петербург, Москву, Миасс, Екатеринбург, Славгород, Новосибирск, Барнаул, Норильск, Красноярск, Иркутск, Нерюнгри. Целью проведения лагеря было заявлено создание интерактивной творческой площадки для обучения и активного отдыха профессиональных саксофонистов. Задачами проекта стали оптимизация российской методики обучения и объединение различных регионов нашей страны под патронатом Всероссийской Ассоциации саксофонистов. Через аналитический подход к изучению нового саксофонного движения автором выявлены основные проблемы и перспективы развития профессиональной саксофонной школы, в частности, в Сибири.