О числовой символике композиционной модели Bar
Аннотация
Статья посвящена вопросам музыкальной семиотики – одного из актуальных направлений современной музыкально-теоретической науки. В настоящее время основательно разработана методология анализа жанрово-стилевой семантики. Изучение семантических функций композиционных структур находится на начальной стадии. Среди малоизученных в этом плане музыкальных форм – древнейшая вокальная форма AA B, именуемая, начиная с традиции немецких мейстерзингеров, где была разработана терминология, сохраняющаяся до настоящего времени, die Barform или der Bar. В данной статье она обозначена понятием «композиционная модель Bar». Структурно-семантические свойства песенной формы Bar определяют бинарно-тернарные отношения. В статье рассматривается символика первых членов простого арифметического ряда, так как каждый его элемент представлен в данной музыкально-поэтической форме определённой композиционной функцией. Первый раздел A – Stollen, экспонирующий главную мысль, устанавливает интонационную опору строфы, символизирует «начало начал» – число «1». Далее музыка подчинена бинарному принципу. Число «2» представлено в двух парах. Пара тождественных элементов AA образует запев. Пара различных – представляет интонационное сопоставление запева AA и припева B. Происходит переход от периодической симметрии к асимметрии. Асимметрия выражена также символикой числа «3» в общем количестве частей паттерна, а также в сквозном трёхстрофном строении поэтического текста куплета. Автор статьи, учитывая стилевые и структурные метаморфозы паттерна AA B, который проходит сквозь тысячелетнюю историю европейской музыкальной культуры, рассматривает его как порождающую модель в становлении типовых форм европейской профессиональной музыки. В заключении приводятся факты этимологической и семиотической интерпретации числовой символики композиционной модели и подчёркиваются её динамические потенции в музыкальном формообразовании.
Об авторе
С. С. ГончаренкоРоссия
Гончаренко Светлана Сергеевна, доктор искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза композиторов России, профессор кафедры теории музыки
630099, Новосибирск
Список литературы
1. / Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности. Часть вторая: Грегорианский хорал. 2-е изд. М.: Дека-BC, 2013. 480 c.
2. / Виеру Н. Опера Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Музыкальная форма и драматургия. М.: Музыка, 1972. 179 с.
3. / Кюрегян Т. Форма в музыке XVII–XX веков. М.: ТЦ Сфера, 1998. 344 с.
4. / Лаврентьева И. Бар-форма и некоторые общие особенности форм западно-европейской монодии XI–XVI веков. Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». М., 1978. Рукопись.
5. / Сараева С.В. Песенные жанры миннезанга: автореф. дисс…канд. искусствоведения. Новосибирск, 2010. 21 с.
6. / Сорокина Т.С. Бар-форма. Лекция по курсу анализа муз. произведений для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Новосибирск, 1986. 42 с.
7. / Холопов Ю.Н. Бар Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 53.
8. / Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб.: Лань, 1999. 489 с.
9. / Чаша Грааля, миф или реальность? Форум. URL: http: forum.souz.co.il›viewtopic.php?t=54448 (дата обращения: 29.08.2020).
10. / Число 2 символ в нумерологии, значение символа дуады. URL: https:kak-sdelat-mne.rusimvoly-numerologiichislo-2 (дата обращения: 25.08.2020).
11. / Bar form. URL: https: en.wikipedia.org (дата обращения: 01.12.2017).
12. / Lorenz A. Das Geheimnis der Form bei Richard Wagner. Der musikaliche Aufbau von Richard Wagner „Tristan und Isolde“. Bd. 2. Berlin, 1926. 201 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гончаренко С.С. О числовой символике композиционной модели Bar. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(3):5-10.
For citation:
Goncharenko S.S. The numeric symbols of the compositional bar model. ARTE. 2021;(3):5-10. (In Russ.)