Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

О числовой символике композиционной модели Bar

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросам музыкальной семиотики – одного из актуальных направлений современной музыкально-теоретической науки. В настоящее время основательно разработана методология анализа жанрово-стилевой семантики. Изучение семантических функций композиционных структур находится на начальной стадии. Среди малоизученных в этом плане музыкальных форм – древнейшая вокальная форма AA B, именуемая, начиная с традиции немецких мейстерзингеров, где была разработана терминология, сохраняющаяся до настоящего времени, die Barform или der Bar. В данной статье она обозначена понятием «композиционная модель Bar». Структурно-семантические свойства песенной формы Bar определяют бинарно-тернарные отношения. В статье рассматривается символика первых членов простого арифметического ряда, так как каждый его элемент представлен в данной музыкально-поэтической форме определённой композиционной функцией. Первый раздел A – Stollen, экспонирующий главную мысль, устанавливает интонационную опору строфы, символизирует «начало начал» – число «1». Далее музыка подчинена бинарному принципу. Число «2» представлено в двух парах. Пара тождественных элементов AA образует запев. Пара различных – представляет интонационное сопоставление запева AA и припева B. Происходит переход от периодической симметрии к асимметрии. Асимметрия выражена также символикой числа «3» в общем количестве частей паттерна, а также в сквозном трёхстрофном строении поэтического текста куплета. Автор статьи, учитывая стилевые и структурные метаморфозы паттерна AA B, который проходит сквозь тысячелетнюю историю европейской музыкальной культуры, рассматривает его как порождающую модель в становлении типовых форм европейской профессиональной музыки. В заключении приводятся факты этимологической и семиотической интерпретации числовой символики композиционной модели и подчёркиваются её динамические потенции в музыкальном формообразовании.

Об авторе

С. С. Гончаренко
Новосибирская государственная консерватория имени Михаила Ивановича Глинки
Россия

Гончаренко Светлана Сергеевна, доктор искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза композиторов России, профессор кафедры теории музыки

630099, Новосибирск



Список литературы

1. / Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности. Часть вторая: Грегорианский хорал. 2-е изд. М.: Дека-BC, 2013. 480 c.

2. / Виеру Н. Опера Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Музыкальная форма и драматургия. М.: Музыка, 1972. 179 с.

3. / Кюрегян Т. Форма в музыке XVII–XX веков. М.: ТЦ Сфера, 1998. 344 с.

4. / Лаврентьева И. Бар-форма и некоторые общие особенности форм западно-европейской монодии XI–XVI веков. Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». М., 1978. Рукопись.

5. / Сараева С.В. Песенные жанры миннезанга: автореф. дисс…канд. искусствоведения. Новосибирск, 2010. 21 с.

6. / Сорокина Т.С. Бар-форма. Лекция по курсу анализа муз. произведений для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Новосибирск, 1986. 42 с.

7. / Холопов Ю.Н. Бар // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 53.

8. / Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб.: Лань, 1999. 489 с.

9. / Чаша Грааля, миф или реальность? Форум. URL: http:// forum.souz.co.il›viewtopic.php?t=54448 (дата обращения: 29.08.2020).

10. / Число 2 символ в нумерологии, значение символа дуады. URL: https://kak-sdelat-mne.ru/simvoly-numerologiichislo-2/ (дата обращения: 25.08.2020).

11. / Bar form. URL: https: // en.wikipedia.org (дата обращения: 01.12.2017).

12. / Lorenz A. Das Geheimnis der Form bei Richard Wagner. Der musikaliche Aufbau von Richard Wagner „Tristan und Isolde“. Bd. 2. Berlin, 1926. 201 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гончаренко С.С. О числовой символике композиционной модели Bar. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(3):5-10.

For citation:


Goncharenko S.S. The numeric symbols of the compositional bar model. ARTE. 2021;(3):5-10. (In Russ.)

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)