Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

“La patron du saxophone”: жизнь и творчество Марселя Мюля

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрываются процессы формирования академического стиля игры на саксофоне сквозь призму изучения жизни и творчества знаменитого французского саксофониста Марселя Мюля. Значительное внимание в ней уделено различным ипостасям музыканта: как концертного исполнителя и популяризатора академической музыки для саксофона, основателя и участника квартета “Quatuor de Saxophones de Paris” педагога, воспитавшего великолепных музыкантов и последователей академического саксофонного стиля; талантливого аранжировщика и создателя обширного учебного материала, в котором сосредоточены его основные педагогические принципы. Впервые вводятся в научный обиход два источника, ещё не переведенные на русский язык: книга ученика М. Мюля, Эжена Руссо «Марсель Мюль: его жизнь и саксофон» (Rousseau E. “Marsel Mule: Sa vie et le saxophone”) и развёрнутое интервью Марселя Мюля об истории вибрато на саксофоне (“History of the vibrato on saxophone”), на основе изучения которых в статье представлены малоизвестные факты биографии М. Мюля, связанные с его юными годами, эволюцией академического стиля на примере сольного и ансамблевого музицирования мастера, педагогической деятельностью. Проведённое исследование позволяет существенно расширить представление о личности и многогранной деятельности выдающегося музыканта XX века. Авторы приходят к выводу, что на сегодняшний день дальнейшая эволюция саксофонного исполнительства была бы невозможна без тех основ, которые, благодаря своей успешной концертно-просветительской и педагогической работе, заложил М. Мюль, а затем и его последователи – ученики.

Об авторах

А. Е. Клименко
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Клименко Анна Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов

660049, Красноярск



А. А. Сыровацкий
Иркутская областная филармония
Россия

Сыровацкий Артём Александрович, солист, преподаватель по классу саксофона МБУ ДО «ДМШ № 3»

664003, Иркутск



Список литературы

1. / Глазунов А.К. Письма, статьи, воспоминания. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. 550 c.

2. / Глазунов А.К. Исследования, материалы, публикации, письма. Музыкальное наследие. Л.: Гос. муз. изд-во, 1959. Т. 1. 555 с.

3. / Глазунов А.К. Исследования, материалы, публикации, письма. Музыкальное наследие. Л.: Гос. муз. изд-во, 1960. Т. 2. 572 с.

4. / Иванов В.Д. Саксофон М.: Музыка, 1990. 62 с.

5. / Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории и практики исполнительства: Дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1997. 296 с.

6. / Клименко А.Е. Духовые инструменты в русской музыкальной культуре XVII – начала XIX века: Дис. ... канд. искусствоведения. Красноярск, 2017. 235 с.

7. / Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л.: Музыка, 1983. 192 с.

8. / Онеггер А.О музыкальном искусстве. Л.: Музыка, 1979. 264 с.

9. / Пит Томас. Вибрато на саксофоне. 2021. URL: https:// tamingthesaxophone.com/lessons/tone-sound/saxophonevibrato (дата обращения: 01.06.2021).

10. / Понькина А.М. Американская исполнительская школа: особенности обучения игре на саксофоне // Universum: Филология и искусствоведение. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-ispolnitelskayashkola-osobennosti-obucheniya-igre-na-saksofone/viewer (дата обращения: 20.05.2021).

11. / Понькина А.М. Влияние джаза на эволюцию академического искусства игры на саксофоне // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 34. С. 137–144.

12. / Понькина А.М. Основные аспекты эволюции постановки исполнительского аппарата саксофониста (на основе материалов учебных пособий конца XIX-ХХ столетий) // Culture and Civilization. 2017. Vol. 7, Is. 3А. С. 326–336.

13. / Понькина А.М. Основные тенденции эволюции саксофонного исполнительского искусства 50-х – 60-х годов ХХ века // Культурная жизнь России. 2018. № 1 (68). С. 50–54.

14. / Понькина А.М. Эволюция академической музыки для ЛИТЕРАТУРА саксофона второй половины XIX – начала XXI века: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2020. 37 с.

15. / Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.: Музыка, 1978. 184 с.

16. / Шапошникова М. Парад саксофонов // Советская музыка. 1983. № 3. С. 107–108.

17. / Эпова Е.М. Марсель Мюль и его методический вклад в становление академической французской школы игры на саксофоне // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 135–143.

18. / Delangle C. History of the vibrato on saxophone. Australian Clarinet and Saxophone. 1998. March. P. 5–11.

19. / Hemke F. Teacher’s Guide saxophone. USA: Selmer, 1977. 30 p.

20. / Londeix J.-M. 150 Years of Music for Saxophone: Bibliographical Index of Music and Educational Literature for the Saxophone, 1844–1994. Roncorp, Incorporated, 1994. 448 р.

21. / Rousseau E. Marsel Mule: Sa vie et le saxophone. Paris: Alphonse Leduc, 1982. 158 p.

22. / Rousseau E. Saxophone altissimo. Illinois: Kjos Music Co., Publisher Park Ridge, 1977. 73 p.

23. / Vincenzo Morello. L'Arte di Marcel Mule “Le Patron du Saxophone”. URL: http://www.comune.melilli.sr.it/melilli/po/mostra_news.php?id=449&area=H (дата обращения: 10.06.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Клименко А.Е., Сыровацкий А.А. “La patron du saxophone”: жизнь и творчество Марселя Мюля. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(3):57-69.

For citation:


Klimenko A.E., Syrovatsky A.A. “La patron du saxophone”: Life and work of Marcel Muhl. ARTE. 2021;(3):57-69. (In Russ.)

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)