Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

От «зажатости» – к свободе: методическая беседа об актуальных проблемах скрипичного исполнительства

Полный текст:

Аннотация

В основу настоящей статьи лёг конспект доклада, прочитанного автором в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского на методическом семинаре 24 марта 2021 года в рамках Красноярской струнной творческой школы и адресованного как молодым скрипачам, так и их наставникам. Принимая во внимание вызванный им широкий резонанс в профессиональном педагогическом сообществе, доказывающий актуальность рассматриваемой проблематики и изложенных подходов к её решению, материал представляется в виде статьи, что позволяет зафиксировать и тиражировать результаты многолетней методической работы автора. Однако при этом осуществляется попытка остаться в поле диалогичных жанров, так как во многом на искусстве коммуникации строится скрипичная (и не только) педагогика. Для изложения материала избирается жанр беседы, цель которого – привлечь внимание собеседника и дать путеводную нить, идею, помогающую ему найти выход из лабиринта технологических проблем и «трудностей». Идея эта изложена в названии статьи: от зажатости к свободе. Подчеркнём, речь не только об энергосбережении: снятие ненужных напряжений открывает единственно возможный путь осуществления естественных непринуждённых игровых движений, результат которых неизмеримо превосходит – и в художественном, и в технологическом отношениях – движения скованные, построенные на силовом преодолении зажимов.

Об авторе

М. И. Бенюмов
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Бенюмов Михаил Иосифович, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры оркестровых струнных инструментов

660049, Красноярск



Список литературы

1. / Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. СПб.: Композитор, 2004. 120 с.

2. / Бенюмов М.И. Постановка скрипача (левая рука): современный подход и «старая» школа // Непрерывное образование в сфере культуры. № 7. Красноярск, 2010. С. 66–76.

3. / Гвоздев А.В. Исполнительская техника скрипача. Методология. Теория. Практика. Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 2014. 316 с.

4. / Гвоздев А.В. Некоторые психофизиологические факторы скрипичной техники // Вестник музыкальной науки. № 3 (25). Новосибирск, 2019. С. 109–117.

5. / Либерман М.Б., Берлянчик М.М. Культура скрипичного тона: теория и практика. М.: Музыка, 2011. 270 с.

6. / Флеш К. Искусство скрипичной игры. Художественное исполнение и педагогика. М.: «Классика – XXI», 2007. 304 с.

7. / Царева Е.С., Ермакова О.С. Красноярская струнная творческая школа–2021: история, итоги и перспективы // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского “ARTE”. 2021. № 2. С. 96–104.


Рецензия

Для цитирования:


Бенюмов М.И. От «зажатости» – к свободе: методическая беседа об актуальных проблемах скрипичного исполнительства. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(3):99-112.

For citation:


Benyumov M.I. From “tightness” – to freedom: methodological discussion about topical problems of violin performance. ARTE. 2021;(3):99-112. (In Russ.)

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)