Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Электронный научно-исследовательский журнал "ARTE" – периодическое издание открытого доступа, ориентированное на широкую профессиональную аудиторию и представляющее результаты актуальных исследований в области искусствоведения, культурологии и смежных с ними направлениях гуманитарного знания.

На страницах журнала публикуются оригинальные исследования, тематические аналитические обзоры, рецензии, краткие сообщения (дискуссии и обсуждения, заметки, обзоры мероприятий). Мы стремимся развивать принцип междисциплинарного подхода, чтобы наши читатели были в курсе современных научных достижений в сфере искусства и культуры.

Журнал «ARTE» выходит ежеквартально (март, июнь, сентябрь, декабрь).

Формат А4

К публикации принимаются статьи по специальностям:

  • 17.00.02 – Музыкальное искусство
  • 17.00.04 – Изобразительное и декоративно-прикладное творчество
  • 17.00.05 – Хореографическое искусство
  • 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн
  • 24.00.01 – Теория и история культуры

Условия публикации – бесплатно.

Журнал индексируется в системах: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ); Академия Google (Google Scholar)

Распространение – Российская Федерация, зарубежные страны.

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 08 июля 2019 года (Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-76191 — сетевое издание), возрастное ограничение 12+.

Текущий выпуск

№ 1 (2021)
Скачать выпуск PDF
5-12 127
Аннотация
В статье исследуются новизна и традиционность редкого сюжета современной православной иконописи «Друг друга тяготы носите» с точки зрения соответствия национальному культурному концепту «Несение Креста». Автор считает, что по богословскому значению данный сюжет близок сюжетам «Несение Креста на Голгофу», «Добрый пастырь», «Притча о милосердном самарянине». В общем христианском концепте выявляются следующие аксиологические черты: неистребимая надежда на лучшее, даже в невыносимых условиях и обстоятельствах, долготерпение социальной несправедливости, понимание убогости жизни как блага. Данные ценностные черты сформировались в сакральном ядре русской культуры на протяжении многих веков православия и согласуются с общими для всех христиан заповедями и моральными нормами. Эти же ценностные черты называются мыслителями XIX–XXI основными характеристиками русского национального сознания, которое религиозно по сути, так как противоречиво и состоит из противоположностей.
13-23 88
Аннотация
В данной статье выявляются устойчивые музыкальные обороты и формулы, которые бытуют в отечественной славильной музыке, являются частью комплекса музыкально-выразительных средств и, обладая закреплённым образно-содержательным значением, стабильно обнаруживаются в музыке разных авторов. Отечественная славильная музыка представляет собой жанровую сферу, в которую входят вокально-инструментальные произведения разных жанров. На протяжении трёх столетий её существования в ней сложился комплекс музыкальных средств, обнаруживающий преемственность. В статье рассматриваются следующие фигуры, оформившиеся в дореволюционной музыке: «победного торжества», «ликования», «возвеличивания», «фанфара», «провозглашение», а также предпринята попытка классификации устойчивых оборотов и формул, распространившихся в музыке советской. Предложено их условное распределение в четыре группы: мелодические, изобразительные, аффективные и грамматические фигуры.
24-32 94
Аннотация
В статье представлены ключевые этапы понимания мировым сообществом кризиса отношений человека с биосферой, которое произошло благодаря конференциям ООН по окружающей среде во второй половине ХХ в., основные положения концепции Универсальной (Большой) истории с гипотезой технико-гуманитарного баланса, универсального эволюционизма, концепции сложных систем, коэволюции, холизма, которые позволяют понять новые тенденции развития. Акцентируется внимание на оценке создания интернет-сообщества «социальные сети» как на прохождении точки сингулярности с возможным оптимистичным исходом. Анализируются отдельные публикации по синергетике образования, в том числе и школьного, которые позволили уточнить новые задачи по формированию молодого поколения, выявлены некоторые «следы памяти» в социальном бессознательном. Оценивается поиск новых подходов для оценки общественного развития в условиях, когда в обществознании новая социологическая парадигма с центральной ролью человека в научной картине мира еще не утвердилась. Предпринята попытка дать ответ на вопросы, возникшие при рассмотрении новых концепций в имеющихся условиях, и даются оценки ряда публикаций с синергетическими направлениями. Автор не претендует на полноту и всеохватность в изложении заявленной проблематики.
33-40 84
Аннотация
Статья посвящена исследованию в сибирских коллекциях собрания произведений английского искусства. Существует объективная потребность в изучении интересов отечественных коллекционеров в области английской культуры. Рассматривается фактор просветительской и научной деятельности декабристов, их влияния на развитие культурной жизни Сибирского региона. Разбирается феномен коллекционирования, личность библиофила в России. При достаточной изученности отдельных сибирских коллекций Басниных, Г.В. Юдина, Строгановых специалистами музеев, библиотек поставлена цель рассмотреть общий принцип в формировании собраний. Значительное место в коллекциях занимала английская гравюра и книжная иллюстрация. В статье анализируются графические собрания, книжная иллюстрация, коллекции английской литературы с целью выявления особенностей подхода к собирательству гравюры. Исследование базируется на теоретических основах истории техник гравирования, изучения и сравнения сибирских коллекций. При сопоставлении результатов установлено единство в предпочтении собирательства произведений английской литературы, однако результаты коллекционирования графики, книжной иллюстрации отличны по объему единиц, качеству, мастерам, техникам.
41-50 88
Аннотация
Статья обобщает сведения об основных балетных постановках Красноярского театра оперы и балета за период с 1978 по 2020 гг. Анализируется развитие эстетической программы балетного спектакля в оформлениях различных художников. Дается краткий анализ сценографии нескольких спектаклей. Он производится на основании изобразительных материалов из фондов театра, общедоступных источников и частных архивов наследников мастеров (включающих в себя фотографии спектаклей, эскизы декораций и костюмов). Также учитываются научные статьи об истории театра, обзоры спектаклей в прессе, интервью с художниками, балетмейстерами и артистами балета. Делаются выводы об изменениях подхода к оформлению спектакля и методах работы художников в рассматриваемом театре за последние 20 лет, а также обозначаются возможные перспективы развития сценографии театра.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.