Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Электронный научно-исследовательский журнал "ARTE" – периодическое издание открытого доступа, ориентированное на широкую профессиональную аудиторию и представляющее результаты актуальных исследований в области искусствоведения, культурологии и смежных с ними направлениях гуманитарного знания.

На страницах журнала публикуются оригинальные исследования, тематические аналитические обзоры, рецензии, краткие сообщения (дискуссии и обсуждения, заметки, обзоры мероприятий). Мы стремимся развивать принцип междисциплинарного подхода, чтобы наши читатели были в курсе современных научных достижений в сфере искусства и культуры.

Журнал «ARTE» выходит ежеквартально (март, июнь, сентябрь, декабрь).

Формат А4

К публикации принимаются статьи по специальностям:

  • 17.00.02 – Музыкальное искусство
  • 17.00.04 – Изобразительное и декоративно-прикладное творчество
  • 17.00.05 – Хореографическое искусство
  • 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн
  • 24.00.01 – Теория и история культуры

Условия публикации – бесплатно.

Журнал индексируется в системах: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ); Академия Google (Google Scholar)

Распространение – Российская Федерация, зарубежные страны.

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE" зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 08 июля 2019 года (Эл № ФС 77-76191 — сетевое издание).

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского».

Возрастное ограничение 12+.

Текущий выпуск

№ 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ 

5-11 18
Аннотация

Актуальность предлагаемой статьи обусловлена современным научным контекстом, инновационным подходом к анализу драматургии. Автор показывает, что концепция игры является смысловым центром художественного процесса оперы «Фальстаф» Дж. Верди. Ранее это произведение не рассматривалось в данном ракурсе в отечественном и зарубежном музыкознании, что определяет научную новизну исследования. Раскрыто наличие игровых принципов Й. Хёйзинги: системы ролевых игр, игровой фантасмагории, взаимодействия пластов внешнего, внутреннего и символического действия, карнавальности, приёмов пародирования и гротеска, а также «театра в театре». Драматургия оперы соответствует игровой модели. Черты мистериальности претворены в итоговой хоровой фуге финала, являющейся формой высшего порядка и обобщающей тематические и драматургические процессы, в то время как из сценического пространства действие перемещается в пространство природного космоса, фантасмагории и сна.

12-30 21
Аннотация

Данная публикация является продолжением статьи, опубликованной в предыдущем выпуске журнала, которая представляет собой попытку прочтения фортепианной сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» как православной мистерии. Положения, заявленные ранее, детализируются в предлагаемом исследовании. Каждая пьеса цикла рассматривается как этап постижения тайны Жизни и Смерти в контексте христианского мировоззрения. В сочинении М.П. Мусоргского автор выявляет целый ряд свойств, сближающих его с архаическими мистериями-действами. Среди них: иерархичность, поэтапность, присутствие проводника-мистагога, символические перемещения во времени и мировом пространстве, мифологический элемент, театральный потенциал, а главное, – идея Победы над смертью и Преображения мира. Дешифровка скрытой семантики частей сюиты через ассоциативные образы приводит к мысли о возможности её трехуровневого истолкования. Эти уровни, сопряжённые иерархически, органично дополняют друг друга, свидетельствуя об удивительной идейно-смысловой многогранности шедевра Мусоргского, не имеющего аналогов в мировой музыкальной литературе.

ИСКУССТВО И ЛИЧНОСТЬ 

32-42 19
Аннотация

Статья посвящена памяти Ю.Э. Конюса, замечательного музыканта, представителя богатой талантами династии, щедро одарившей русскую культуру. В декабре 2022 года исполнится восемьдесят лет со дня смерти Юлия Эдуардовича. Прошло меньше века, но его имя, в основном, актуализируется кругом скрипачейстудентов, изучающих его Концерт для скрипки e-moll в рамках специальных классов. Существующая ныне полоса пренебрежения, грозит риском полного забвения этого яркого представителя русской культуры, что недопустимо. Восполнить несправедливый пробел в отечественном музыкознании являлось главной целью данной работы. В центре внимания исследования – архивные материалы, дневники и письма, позволившие осветить многогранную личность Ю. Конюса и восстановить ранее неизвестные факты его биографии. Творческое и дружеское общение с П.И. Чайковским, С.И. Танеевым, С.В. Рахманиновым, предстаёт в эпистолярном наследии, обнаруженном автором данной работы, и впервые вводимом в научный оборот.

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА 

44-50 18
Аннотация

Данная статья посвящена одной из актуальных тем в отечественном музыкознании, связанной с историей исполнительства на духовых инструментах. В фокусе внимания авторов – жанры для кларнета соло, весомое значение в становлении и дальнейшем развитии которых имели инструктивные произведения. В работе предпринята попытка систематизировать разрозненную информацию и представить обзор эволюции художественно-инструктивных сочинений для кларнета соло в творческой практике исполнителей и композиторов XVIII–XXI вв. Как показало исследование, начиная с XVIII века, процесс кристаллизации художественноинструктивных опусов в большей степени находился на пересечении исполнительской и композиторской деятельности талантливых музыкантов, стремящихся обогатить концертно-педагогический репертуар, и, в то же время, создать сочинения, ярко демонстрирующие техническое мастерство исполнителя-кларнетиста.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 

52-58 16
Аннотация

Статья посвящена проблеме российского музыкального образования на примере Высшей школы музыки (института) им. В.А. Босикова Республики Саха (Якутия), представляющей уникальное образовательное учреждение. В ВШМ сконцентрированы и объединены все три ступени обучения – начальная подготовка одарённых детей, совмещённая с полным средним общим образованием, с их последующим средним и высшим специальным образованием. Авторы раскрывают специфику учреждения, где разработана методика отбора одарённых детей, который проводится педагогами школы ежегодно в масштабах всей республики, в её городах и улусах вплоть до самых отдалённых районов. Разработана и действует система постоянного кураторства выдающихся деятелей искусства из центральных российских вузов искусства, а также из Японии, Китая. Большое внимание уделяется концертным выступлениям обучающихся, которые проходят не только в Якутии, но и в разных городах России и странах Европы, Азии и Америки. Участие и многочисленные победы на международных, Всероссийских конкурсах свидетельствуют о конкурентоспособности школьников и студентов Высшей школы музыки. В целом вся система обучения в учреждении убедительно доказывает перспективность её дальнейшего развития.

59-65 17
Аннотация

В центре внимания предлагаемой статьи – история Детской школы искусств № 8 города Красноярска, которая была открыта в достаточно сложное экономическое время развития города и страны, в постперестроечный период. Культурно-исторические процессы, связанные с деятельностью начальных учебных музыкальных заведений от 1920 до 2011 гг., нашли отражение в исследовании красноярского учёного-краеведа Е.В. Прыгун, однако ДШИ № 8 в её трудах упоминается лишь косвенно, что сообщает данной статье актуальность и научную новизну. На основе изучения различных архивных материалов, и при содействии первого директора школы Елены Николаевны Беловой, автором исследования предпринята попытка систематизировать разрозненные данные и воссоздать целостную картину становления и развития Детской школы искусств № 8 от её основания в 1995 году, и до открытия в 2009 нового специально построенного здания для школы в микрорайоне «Взлётка». Введение в научный обиход ранее не опубликованных сведений позволяют дополнить представление об истории начального музыкального образования в городе Красноярске.

66-72 19
Аннотация

В статье раскрывается потенциал приёмов игры на препарированном фортепиано на уроках музыки у детей младшего школьного возраста. Актуальность заявленной темы связана с попыткой решения проблемы приобщения юных музыкантов к звучанию экспериментальной музыки и – шире – включению современной музыки в образовательную среду, наряду с общепринятыми классическими образцами. Новизна исследования обусловливается ощутимым отсутствием методических разработок по современной музыке, импровизации, несмотря на появление большого числа композиторских опусов, обращённых к новейшим поставангардным приёмам. Как показано в работе, использование возможностей препарированного фортепиано в качестве игровых практических упражнений обеспечивает развитие творческих навыков ребёнка, делает разнообразным процесс обучения игре на инструменте. Выдвигаемая гипотеза находит практическое подтверждение при апробации авторского сборника «Препарируем вместе».

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 

74-81 27
Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей китайской пейзажной живописи шань-шуй в её связи с философско-эстетическими аспектами Дао и концепцией «пространственного искусства», выдвинутой искусствоведом Д. Саммерсом. Сквозь призму диалектических понятий «реальное пространство» и «виртуальное пространство» в работе многоаспектно осмысливается образ горы, являющийся, наряду с другими изображениями, константой, центральным элементом в традиционной китайской живописи шань-шуй. Задействуя различные картины художников в качестве примеров, в статье раскрывается уникальный статус горы, имеющий сакральное значение для древнекитайских авторов. Вместе с тем, изображение горных ландшафтов в работах живописцев выходит за пределы как религиозных, так и географических границ, отражая идею духовного осмысления трансцендентного. Образ горы становится своего рода порталом, ведущим в «виртуальное пространство» Дао. Материалы исследования позволяют прочертить новые ракурсы в изучении духовно-философских аспектов шань-шуй, одного из главных жанров пейзажной живописи Поднебесной.

82-87 19
Аннотация

Данная статья посвящена одной из важнейших тем в искусстве, связанных с направлением конструктивизм. Актуальность работы обусловлена тем, что до настоящего времени принципы конструктивизма не потеряли своего значения, а концепции направления стали мощным катализатором для возникновения новых стилей и течений искусства в XX веке, существенно повлияв на изменение художественных и идейных принципов социума. На основе систематизации разрозненного материала в исследовании представлен обзорно-аналитический экскурс становления и развития конструктивизма. В задачи входило рассмотрение генезиса и хронологических этапов направления, изучение сущности, стилевых признаков и идейных концепций конструктивизма и его влияния на мировое искусство; обзор сфер творчества, художественных приемов и идейных черт движения; анализ деятельности художников, архитекторов, дизайнеров, внёсших вклад в развитие конструктивизма.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

89-101 26
Аннотация

Системные социальные преобразования, происходящие на постсоветском пространстве, в том числе и в Республике Беларусь, обращают внимание искусствоведческой науки на объективное изучение наследия художественных школ ХХ века. Комплексное изучение изобразительного искусства Беларуси ХХ столетия позволило определить этот период как один из важнейших этапов становления и развития визуальной культуры страны. Эволюционные процессы в национальной художественной школе живописи в изучаемый период отвечали общественным идеалам и тенденциям развития отечественной и мировой художественной культуры. Цель исследования: раскрыть основные особенности развития школы живописи Беларуси указанного периода. Рассматривая лучшие примеры работ художников Беларуси, автор выявляет, что процессы, которые происходили в этот период в жизни общества, оказали значительное влияние на поступательное развитие художественной структуры произведений живописи.

102-108 15
Аннотация

В статье рассматривается творчество живописца, графика и педагога Леона Леонардовича Бурэ, феноменального узбекского мастера, работавшего в первой половине ХХ столетия. Несмотря на международную известность, личность и многогранная деятельность Л. Бурэ ещё не получила всестороннего осмысления в искусствознании, что обуславливает актуальность данной работы. На основе отбора и изучения различных архивных и исследовательских материалов, в работе систематизированы основные вехи биографии Л.Л. Бурэ, рассмотрены грани его богатого наследия, осуществлён анализ ряда картин, раскрывающих творческий метод и принципы художника. Введение в научный обиход многих ранее неопубликованных сведений позволяют расширить представление о выдающемся самаркандском мастере, полнее осмыслить роль и значение наследия Л.Л. Бурэ в истории живописи Узбекистана.

СОБЫТИЯ, ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ 

110-120 21
Аннотация

Статья освещает историю создания и воплощения проекта «Образовательно-творческий кластер Енисейской Сибири: к 60-летию со дня рождения народного артиста РФ Дмитрия Хворостовского», который был реализован в 2021/22 годах обучающимися Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. Масштабный проект был поддержан администрацией трёх регионов Российской Федерации, а также концертными и образовательными организациями, российским и международным бизнес-сообществом. Результатом стала постановка оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», показанная в Красноярске, Минусинске, Абакане и Кызыле. В статье рассказывается о важных факторах, позволивших осуществить на территории Енисейской Сибири смелый и амбициозный замысел. Отмечаются этапы хода проекта: от рождения идеи до сценических показов, в которых приняли участие музыканты всех субъектов первого макрорегиона страны. Указываются позитивные результаты проекта, позволившего студентам повысить образовательный и исполнительский уровень, получить сценическую практику и опыт взаимодействия с профессиональными музыкантами.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.