Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Додекафонно-сонористическая фантазия “Agnus Dei” С. Екимова в ракурсе диалога с А. Шёнбергом

Аннотация

Объектом исследования в статье выступает додекафонно-сонористическая фантазия “Agnus Dei” петербургского композитора Сергея Екимова. Сочинение написано в 2023 году в преддверии 150‑летнего юбилея Арнольда Шёнберга. В центре внимания авторов – жанрово-стилистические, языковые и композиционно-технические закономерности пьесы, рассматриваемые в ракурсе диалога с австрийским мастером. Концепция произведения интерпретируется как переход от дисгармонии к гармонии, от додекафонии к тональности, обогащенной сонорными элементами. Звуковая трансформация, обусловленная движением от парафонии к эвфонии, в рамках мемориального литургического жанра приобретает символический смысл, тогда как метаморфоза техники сочинения очерчивает эволюцию художественного мышления А. Шёнберга, стремившегося в своих поздних опусах к синтезу тональности и серийности. Делаются выводы о недогматическом подходе С. Екимова к додекафонии, обусловленном свободной трактовкой метода самим А. Шёнбергом.

Об авторах

Е. Г. Окунева
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова
Россия

Окунева Екатерина Гурьевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции

185031, Петрозаводск



С. В. Пименова
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова
Россия

Пименова Светлана Вячеславовна, студентка кафедры теории музыки и композиции

185031, Петрозаводск



Список литературы

1. / Акопян Л. О. Музыка XX века: Энциклопедический словарь. М.: Практика, 2010. 855 с.

2. / Акопян Л. О. Эвфония и парафония как музыкально-теоретические категории // Искусство музыки: теория и история. 2017. № 16. С. 59‒110.

3. / Бегунович Д. О. Особенности хорового письма Сергея Екимова на примере концерта «Из акафиста святому благоверному великому князю Александру Невскому» // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. Том 224. Русская хоровая культура. С. 8‒37.

4. / Булез П. Шёнберг мёртв // Булез П. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи. М.: Логос-Альтера; Eccehomo, 2004. С. 83‒90.

5. / Власова Н. О. Творчество Арнольда Шёнберга. М.: Издательство ЛКИ, 2007. 528 с.

6. / Кошкарева Н. В. Тринадцать пятиголосных мадригалов «Из Рубайят Омара Хайяма» Сергея Екимова: к проблеме современного метода анализа полифонических циклов для хора a cappella // Философия и культура. 2023. № 2. С. 27‒36.

7. / Курбатская С. Серийная музыка: вопросы теории, истории, эстетики. М.: ТЦ «Сфера», 1996. 388 с.

8. / Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. М.: Музыка, 1975. 551 с.

9. / Окунева Е.Г. О понятии серии в теории и практике серийной композиции (проблемы корреляции и исторического развития терминологии) // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. № 4. С. 31‒43.

10. / Окунева Е. Г. Понятия серийной и сериальной музыки в зарубежном и отечественном музыкознании: вопросы терминологических соответствий // Научный вестник Московской консерватории. 2018. № 4 (35). С. 158‒173.

11. / Петрова Л. Симфония молитв «Рече Господь» Сергея Екимова: к постановке проблемы // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: сборник научных трудов. Вып. 10. Ч. 2. СПб.: Скифия-Принт, 2020. С. 111‒119.

12. / Рыбалко А. И. Претворение и трансформация поэтического замысла в цикле «Три хора на стихи И. Бродского» С. Екимова // Труды Санкт-Петербургского института культуры. 2021. Том 224. Русская хоровая куль тура. С. 95–103.

13. / Труханова А. Г. Духовная музыка в современном культурном пространстве России (на примере творчества С. В. Екимова) // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. IX–X междунар. науч.-практ. конф. No 4–5 (8). Новосибирск: СибАК, 2018. С. 10–16.

14. / Холопов Ю. Задания по гармонии. М.: Музыка, 1983. 287 с.


Рецензия

Для цитирования:


Окунева Е.Г., Пименова С.В. Додекафонно-сонористическая фантазия “Agnus Dei” С. Екимова в ракурсе диалога с А. Шёнбергом. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(2):41-50.

For citation:


Okuneva E.G., Pimenova S.V. The dodecaphonic-sonoristic fantasy “Agnus Dei” by S. Ekimov from the perspective of a dialogue with A. Schoenberg. ARTE. 2025;(2):41-50. (In Russ.)

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)