Цикл Юрия Фалика «Зимние песни»: к проблеме слово и музыка
Аннотация
Проблема взаимодействия музыки и слова в вокальных произведениях всегда привлекала внимание многих исследователей, поскольку синтез двух автономных видов искусств – музыки и поэзии, в котором каждый из этих видов оказывает друг на друга образно-эмоциональное, интонационное и композиционное влияние, представляет большой интерес. В этой связи статья, посвящённая хоровому циклу «Зимние песни» выдающегося петербургского композитора Юрия Фалика, является весьма актуальной. Автор рассматривает данное сочинение с точки зрения соотношения музыкального и словесного рядов, анализируя содержание, метроритмическую организацию, форму поэтического текста и выявляя, как эти средства выразительности воплощаются в музыке. Кроме того, в работе подчёркивается мысль об оригинальности художественной концепции рассматриваемого опуса. Композитор, обратившись к стихам разных поэтов, написанным в разные годы и даже эпохи, принимая во внимание текстовые особенности и связи, создаёт цикл, отличающийся цельностью и структурной завершённостью, в котором все части объединены общей идеей и имеют сквозную линию драматургического развития. Подобный творческий подход к литературно-поэтическому источнику, его музыкальное решение свидетельствуют о мастерстве и таланте его создателя.
Об авторе
Л. Л. РавиковичРоссия
Равикович Лидия Леонидовна, кандидат искусствоведения, профессор
660049, Красноярск
Список литературы
1. Анализ вокальных произведений. Ленинград: Музыка, 1988. 352 с.
2. Климовицкий А. Юрий Фалик // Композиторы Российской Федерации: сб. статей. Москва: Композитор. 1994. Вып. 5. С. 279–317.
3. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. 1945–1980: исследование. Москва: Советский композитор, 1991. 280 с.
4. Перепич Н. В. Работа композитора со словом в вокальных циклах М. Таривердиева на стихи Б. Ахмадулиной и М. Цветаевой // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2024. № 3. С. 5–15. URL: https://www. sgiiart.ru/jour/article/view/300/257 (дата обращения: 21.02.2025).
5. Равикович Л. Л. Жанр хора a cappella в отечественной музыке второй половины ХХ века: монография. Красноярск: КГАМиТ, 2011. 388 с.
6. Ручьевская Е. Юрий Фалик: монографический очерк. Ленинград: Советский композитор, 1981. 104 с.
7. Тарасова О.В. «Книга канцон» – последнее сочинение Юрия Фалика // Пути развития хорового искусства: сборник статей. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории им. М. И. Глинки, 2014. С. 90–98.
8. Тарасова О. В. Хоровое творчество Юрия Фалика: Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. Нижний Новгород, 2009. 25 с.
9. Фалик Ю. А. Метаморфозы: [книга воспоминаний]; лит. версия В. С. Фиалковский. Санкт-Петербург: Композитор, 2010. 368 с.
10. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие. 4‑е изд., испр. Санкт-Петербург: Лань, 2013. 496 с.
Рецензия
Для цитирования:
Равикович Л.Л. Цикл Юрия Фалика «Зимние песни»: к проблеме слово и музыка. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(2):28-40.
For citation:
Ravikovich L.L. Cycle of Yuri Falik “Winter Songs”: word and music to the problem. ARTE. 2025;(2):28-40. (In Russ.)