Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск
№ 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ

5-13 288
Аннотация

В статье рассматривается идея кон­цепта органного «концерта-молитвы» в его основных характеристиках и поднимается вопрос о возможности его реализации в концертной деятельности органиста. Приводятся примеры «молитвенных» концертных ци­клов великих композиторов, вместе с тем повествуется и о, своего рода, современной апробации данной идеи – концерте в Эльзасе, состоявшемся в 2017 году, организато­ром которого выступил автор данной работы. Представле­на аргументация в пользу осуществления концепта на базе органного концертного репертуара. Обозначены характе­ристики, к которым следовало бы стремиться для дости­жения молитвенного состояния в аудитории как на этапе построения программы, так и при её исполнении в зале, которым может являться как духовное, так и светское здание. Автор исследования приходит к выводу о том, что «концерт-молитва» как культурное явление может занять своё место в современной музыкально-исполнительской практике.

14-24 483
Аннотация

Данная статья является первой частью исследования, представляющего собой попытку прочтения фортепианной сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» как православной мистерии, посвящённой созерцанию и непосредственному переживанию фундаментальных категорий Жизни и Смерти. Гипотеза, вынесенная на суд читателя, развивает пунктиром намеченную концепцию пианистки-философа М.В. Юдиной и мысли выдающихся русских музыкантов (Г.В. Свиридова, А.А. Мндоянца). В рассматриваемом фортепианном цикле выявлен целый ряд свойств, сближающих его с архаическими мистериями-действами. Среди них можно назвать: иерархичность, поэтапность, присутствие проводникамистагога, символические перемещения во времени и мировом пространстве, мифологический элемент, театральный потенциал, а главное, – идею Победы над смертью и Преображения мира. То, что музыка «Картинок» способна органично существовать в контексте синтетического действа с таинственным подтекстом, доказывает интереснейший опыт её сценической адаптации, осуществлённый В.В. Кандинским. Возможность прочтения цикла Мусоргского в мистериальном ключе подтверждает особую значимость иррационально-мистического постижения бытия для композитора.

25-36 473
Аннотация

В центре внимания статьи – детская опера в музыкальном наследии Ц. А. Кюи, представившего в первые десятилетия XX века хрестоматийные образцы нового жанра. Несмотря на то, что музыкально-сценические произведения композитора для детей в последние годы с успехом возвращаются на любительские и профессиональные сцены театров России и за рубежом, они ещё не получили развернутого освещения в отечественном музыкознании. На основе изучения различных источников авторами предпринята попытка систематизировать разрозненную информацию и реконструировать историю создания и сценическую судьбу театральных опусов Ц. А. Кюи для юной аудитории. В работе анализируются причины обращения к жанру детской оперы, уточняются хронологические факты, воссоздаётся контекст появления сочинений. Материалы исследования расширяют представления о важной нише в творчестве композитора, связанной с темой детства, помогают осмыслить вклад Кюи в развитие жанра детской оперы в России.

37-45 431
Аннотация

Статья посвящена выявлению роли поэтики сновидений в малоизвестной и неизученной опере А. Кастальского, написанной на сюжет повести И. Тургенева. Следуя сюжетно-повествовательной логике первоисточника, в котором для изображения пограничного сознания героя писатель активно использует различные онейрические формы (сны, видения, галлюцинации); композитор сохраняет их значимость и в оперном сочинении. Однако, в рамках закономерностей драматургии лирикопсихологической оперы, данная линия претерпевает существенную трансформацию. В результате расширения в «Кларе Милич» лирической и бытовой сфер, смещающего сюжетно-смысловые акценты по сравнению с повестью Тургенева, укрупнения образов центральных персонажей, онейрические формы оказываются сконцентрированными в кульминации и развязке произведения, способствуя достижению высокого драматического накала. Существенным фактором в развитии онейрической линии в опере А. Кастальского также становится насыщенный аллюзивный пласт, в котором наиболее существенное место занимают образно-смысловые и текстовые переклички с трагедией «Ромео и Джульетта» У. Шекспира

46-59 422
Аннотация

Проблематика данной работы связана с достаточно молодой областью музыкознания – либреттологией. Анализ оперного либретто открывает широкие возможности изучения феномена музыкально-сценического произведения. Не случайно чрезвычайно важными для музыкознания становятся вопросы интерпретации текстов литературных первоисточников в либретто опер. Объектом исследования явилась эксцентрическая опера «Дедушка смеётся» современного московского композитора Александра Владимировича Чайковского, он же стал автором либретто этого произведения. В статье авторами подробно рассматривается история создания оперы А. В. Чайковского, выявляются различные приёмы работы либреттиста с текстами басен и драматических произведений И. А. Крылова, а также определяется воздействие театрально-эстетических принципов Б. Брехта и Вс. Э. Мейерхольда на композиционно-драматургическое решение оперы «Дедушка смеётся».

60-69 457
Аннотация

В центре внимания данной статьи – камерная опера известного современного композитора-минималиста Майкла Наймана “Man and Boy: Dada” («Мужчина и мальчик: Дада», 2004 г.), которая к настоящему времени ещё не становилась объектом изучения в отечественном музыковедении. В работе рассматриваются история создания и сюжетно-образные особенности оперы, раскрываются принципы композиторской работы, отражающие оригинальный идейно-художественный замысел британского мастера. На основе анализа оперной партитуры авторами выявляется разнородный жанрово-стилистический характер музыкального материала (жанры детского фольклора, латиноамериканской музыки, песенной поп-культуры, экспрессионистская музыка). Делаются выводы об общем принципе работы Наймана: композитор использует метод коллажа, «склеивая» различные материалы между собой. Данный метод вдохновлён образом и творчеством Курта Швиттерса – главного героя оперы.

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

71-80 291
Аннотация

В статье рассматривается артикуляция как важное средство выразительности в композиторском, исполнительском и педагогическом творчестве. Анализируются штрихи как средство артикуляции, позволяющие максимально полно отразить художественный образ. Особенности артикуляции выявляются на примере сочинений Прокофьева: «Сарказмы», «Мимолётности», Сонаты № 5, № 6, № 7 и № 8. Показываются её наиболее значимые черты: полифункциональность, смысловая многогранность, дифференциация фактуры. Подчёркивается инструментальная специфика и предлагаются решения технических приёмов, создающих штриховую палитру пианиста. Подтверждаются возможности артикуляции в плане фонетического характера, одновременно указывается способность её создавать целостное произносительное качество. Проводится терминологический анализ современных исследовательских мнений о структуре самого понятия. Делаются выводы о комплексном характере артикуляции, особых отношениях со средствами выразительности: темпом, метроритмом, динамикой, педализацией. Артикуляция всегда связана с концепцией произведения. В случаях, когда знаки артикуляции выписаны автором в тексте, их произвольное изменение приводит к потере смысла исполняемой музыки. В пьесах Прокофьева артикуляция несёт отпечаток его индивидуальности, поэтому внимание к интерпретации артикуляционных указаний обеспечивает адекватность восприятия художественного замысла

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

82-88 429
Аннотация

Исследование посвящено глобальной научной опере (GSO) как одному из художественных проявлений трансдисциплинарной области современной культуры – Art&Science. GSO в настоящее время имеет ясные технологии её создания – WASO (Write A Science Opera / Написать научную оперу), продемонстрированные в целом ряде методических разработок педагогов и учёных, курирующих создание детских science-опер в учебных учреждениях различных стран мира (Оded Ben-Horin, Andreia volta e Sousa, André Ramos, Alvaro Lopez Teixeira). Отталкиваясь от главных постулатов GSO (междисциплинарность нового типа, эмоциональное обогащение как импульс к новым научно-творческим прорывам, проектное мышление, командная работа в групповом потоке), методисты предлагают учебные программы с пошаговым планированием всех этапов создания опер о таблице умножения, анатомии, элементарных частицах, северном сиянии и других научных проблемах.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ

90-99 415
Аннотация

В статье впервые представлена историография музыкально-театрального воплощения оперы «Чанар Хус и Ах Чибек» композитора-фольклориста, заслуженного деятеля искусств РСФСР, ученого, педагога-музыковеда, пианиста, общественного деятеля Александра Александровича Кенеля. Созданная по мотивам хакасского народного творчества, опера является первым и пока что единственным образцом национального музыкально-сценического жанра, органично объединяющего поэзию, драматическое искусство, вокальную и инструментальную музыку, танцы, декорации и костюмы. Названы причины, обусловившие создание оперы; перечислены деятели искусства, причастные к постановкам в различные годы. Приводятся примеры сохранения и преобразования фольклорного материала в одном из самых сложных жанров профессиональной музыки. Наследие А. А. Кенеля, ставшего основоположником хакасской академической музыки, свидетельствует о его огромном вкладе в развитие хакасской национальной культуры.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

101-111 427
Аннотация

В работе раскрывается творческий путь выдающегося китайского художника Пан Сюньцина, который в первой половине XX века получил значительный объём художественных знаний в Париже, изучил многие направления искусства модернизма, но не отказался от традиций национальной культуры. Синтез изобразительного языка Запада и Востока он воплотил в своих живописных полотнах и графических листах. Автор осмысливает наследие мастера в области дизайна, где художник считается одним из основоположников данного вида визуального искусства в Поднебесной. Выявлено, что Пан Сюньцинь сыграл значительную роль в становлении художественного образования Китая, являясь не только основателем некоторых специальностей в области изобразительного искусства, но и ряда учебных заведений. В статье вводятся в научный обиход материалы преимущественно европейских и китайских ученых, которые расширяют представление о масштабах уникальной личности Пан Сюньцина в контексте эпохи, его роли в развитии китайского изобразительного искусства XX – начала XXI веков. Также в исследовании приводятся цитаты из воспоминаний художника, позволяющие точнее раскрыть его визуальные идеи.

112-120 413
Аннотация

В статье рассматривается творчество современных тольяттинских художников в области искусства батика – Е. Арнольд, М. Хосиной, В. Пахомовой, А. Шаклеиной; кратко описан их творческий путь в батике и представлен художественный анализ произведений различного назначения с точки зрения тематики, стилистики, использования художественных средств. Выделяется религиозная тема в творчестве таких мастеров батика, как М. Хосина и В. Пахомова. Авторы анализируют перспективы развития искусства батика в Тольятти сквозь призму реализуемых образовательных программ учебными заведениями города, в том числе и художественными школами. Освещается образовательная и творческая деятельность студентов и педагогов Колледжа технического и художественного образования г. Тольятти, реализующего программу «Художественная роспись по ткани». Осуществлена попытка определения уникальности развития искусства батика в Тольятти.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)