Интерпретация произведений И. А. Крылова в либретто эксцентрической оперы «Дедушка смеётся» А. В. Чайковского
Аннотация
Проблематика данной работы связана с достаточно молодой областью музыкознания – либреттологией. Анализ оперного либретто открывает широкие возможности изучения феномена музыкально-сценического произведения. Не случайно чрезвычайно важными для музыкознания становятся вопросы интерпретации текстов литературных первоисточников в либретто опер. Объектом исследования явилась эксцентрическая опера «Дедушка смеётся» современного московского композитора Александра Владимировича Чайковского, он же стал автором либретто этого произведения. В статье авторами подробно рассматривается история создания оперы А. В. Чайковского, выявляются различные приёмы работы либреттиста с текстами басен и драматических произведений И. А. Крылова, а также определяется воздействие театрально-эстетических принципов Б. Брехта и Вс. Э. Мейерхольда на композиционно-драматургическое решение оперы «Дедушка смеётся».
Ключевые слова
Об авторах
О. Ю. КолпецкаяРоссия
Колпецкая Ольга Юрьевна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки
660049, Красноярск
А. В. Ютяева
Россия
Ютяева Анастасия Владимировна, магистрант II курса кафедры истории музыки
660049, Красноярск
Список литературы
1. Артемьева Н. А. Образ читателя-адресата в баснях И. А. Крылова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 76–1. С. 34–39.
2. Васильев Е. М. Театральный диалог Б. Брехта и Ю. Лю- бимова // Известия РАН. Серия Литературы и языка. 2012. Т. 71. № 5. С. 57–65.
3. Гончаренко С. С. О поэтике оперы: учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2010. 260 с.
4. Дудина Т. П. Драматургия русского оперного либретто: теоретико-терминологическая ситуация // ФИЛОLOGOS. 2012. № 1 (12). С. 27–36.
5. Жуковский В. А. Собрание сочинений. в 4 т. Т. 4. Одиссея. Художественная проза. Критические статьи. Письма. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. 754 с.
6. Ильина В. В. Иван Андреевич Крылов. Челябинская областная универсальная научная библиотека. URL: http://chelreglib.ru/ru/pages/about/lityear/litcalendar/feb/krylov_ivan_andreyevich/ (дата обращения: 22.02.2022).
7. Исупова С.М., Хань Л. Оппозиции – доминанты «добро и зло» в баснях И. А. Крылова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4–3 (75). С. 118–121.
8. Колпецкая О. Ю., Ютяева А. В. Интерпретация басни «Квартет» И. А. Крылова в либретто эксцентрической оперы А. В. Чайковского «Дедушка смеется» // Лучшая студенческая статья 2018. Сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса, состоявшегося 25 февраля 2018 г. в г. Пенза. Часть 1. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 315–320.
9. Крылов И. А. Басни. М.: Амрита-Русь, 2021. 340 с.
10. Онуфриев В. В. Стих. Виды стиха. Справочник по стихосложению. URL: http://rifmoved.ru/Spravochnik_po_stihoslozheniyu.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
11. Раренко М. Б. И. А. Крылов: издатель, переводчик, баснописец // Литературоведческий журнал. 2019. № 46. С. 15–25.
12. Соллертинский И. И. Драматургия оперного либретто // Соллертинский И. И. Критические статьи. Л.; М.: Музгиз, 1963. С. 91–107.
13. Чайковский А. В. Дедушка смеется: опера в 2 д., 4 картинах: по мотивам басен И. А. Крылова / комп. А. В. Чайковский; авт. либр. А. В. Чайковский. Клавир. М.: Советский композитор, 1986. 191 с.
14. Ютяева А. В. Интерпретация басни И. А. Крылова «Разборчивая невеста» в эксцентрической опере А. В. Чайковского «Дедушка смеется» // Искусство глазами молодых: Материалы Х Международной научной конференции, 12–13 апреля 2018 года. Красноярск: СГИИ имени Дмитрия Хворостовского, 2018. С. 229–233.
Рецензия
Для цитирования:
Колпецкая О.Ю., Ютяева А.В. Интерпретация произведений И. А. Крылова в либретто эксцентрической оперы «Дедушка смеётся» А. В. Чайковского. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(2):46-59.
For citation:
KOLPETSKAYA O.Y., YUTYAEVA A.V. WORKS BY IVAN KRYLOV INTERPRETED IN THE LIBRETTO OF GRANDDAD LAUGHS, AN ECCENTRIC OPERA BY ALEXANDER TCHAIKOVSKY. ARTE. 2022;(2):46-59. (In Russ.)