Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск
№ 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКОЗНАНИЯ 

5-17 19
Аннотация

В статье рассматривается опера «Король Лир», определяемая С. Слонимским как dramma per musica. Опираясь на премьерные спектакли в Москве и в Санкт-Петербурге (2016 год), партитуру композитора, авторы концентрируют внимание на одном из персонажей оперы, выполняющем комментирующую функцию – Старике, похожем на Льва Толстого. Подобно Зрителям шекспировского театра «Глобус», он был введён в оперу композитором, создававшим и либретто для оперы. Текстовой основой реплик этого персонажа послужили фразы и обороты из статьи Л.Н. Толстого «О Шекспире и драме», опубликованной в начале ХХ века, а также из дневников и черновиков писателя. Используя метод сравнительного анализа, авторы выявляют особые связи между судьбами главного героя оперы короля Лира и событиями жизни самого Льва Николаевича Толстого.

18-26 28
Аннотация

Статья посвящена поэме из двенадцати песен «Отчалившая Русь» Г.В. Свиридова. Рассматривается творческий замысел композитора и его интерпретационные версии в вокальной исполнительской практике. Освещается синтетическая природа жанра произведения, его трактовка посредством мировоззренческого понимания различными музыкантами, учёными. Выявляется, насколько авторский смысл и интерпретационные процессы могут взаимодействовать на уровне равноправного творческого диалога. Особенности формы и драматургии тесно связаны с жанровой спецификой вокального цикла. Мистериальная, мифологическая, эпическая, трагическая драматургическая линии подчёркивают главную идею цикла – преображение России. Всё это ещё раз подтверждает, что «Отчалившую Русь» можно трактовать как мистериальное действо. Вокальный цикл исполнялся В. Пьявко, Е. Образцовой, Д. Хворостовским. Именно исполнение творческим тандемом Д. Хворостовского и М. Аркадьева поставило проблему равноправного диалога как сотворчества. В процессе работы был выявлен мистериальный концепт, «пропетый» и преломлённый сквозь призму жанра поэмы. Помимо этого, в тексте статьи уделяется внимание техническим, тональным, тесситурным схемам исполнительских редакций «Отчалившей Руси».

27-39 24
Аннотация

Тема статьи находится в русле проблем музыкального содержания и музыкальной семантики, сохраняющих актуальность в научно-исследовательской практике на современном этапе. В статье раскрывается специфика претворения в музыке образа зеркала на примере сочинений А. Волконского, А. Пярта и Е. Рыковой. Образ зеркала, отличающийся смысловой многоплановостью и глубиной, воссоздаётся в произведениях этих авторов через принцип зеркального отражения, который обнаруживает себя на разных уровнях музыкальной формы – от синтаксических структур до архитектоники целого. Следование данному принципу предопределило выбор композиторами неординарных форм звука, определённых приёмов гармонической, полифонической и ритмической техники, особых способов фактурной организации и исполнительской интерпретации. При этом феномен зеркального отражения получает индивидуальную реализацию у каждого композитора.

40-54 24
Аннотация

Развитие Новой музыки КНР на рубеже 1970–1980-х годов было ознаменовано сочетанием разнонаправленных жанровых и стилевых линий. Китайская музыка для кларнета от предшествующих десятилетий унаследовала внимание композиторов к фольклору, воплощённому в системе средств европейской музыки. В центре внимания статьи – Концерт для кларнета с оркестром «Звуки Памира» Ху Бицзина как яркий образец этого стиля. В задачи входил анализ произведения в контексте сопутствующих явлений профессиональной музыки страны. Первичное введение данного материала в российское музыкознание, типичность Концерта для устремлений китайских композиторов того времени обусловили актуальность и научную новизну исследования. По результатам исследования сделан вывод о характере прообразов, представленных в виде ладовых, ритмических элементов таджикского фольклора, тембра народных инструментов. Приёмы переинтонирования прообразов связаны с классико-романтическим ладотональным, фактурно-тембровым, композиционным контекстом.

ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА 

56-76 25
Аннотация

Музыка В.-А. Моцарта часто открывается неожиданными сторонами, изучение которых позволяет увидеть более полную картину творчества великого композитора. Целью предлагаемой работы было затронуть важную тему трагического у Моцарта, проявляющегося в особых средствах музыкальной выразительности и драматургии, в частности, в семантике тональностей. Автор, на основе своего богатого опыта пианиста, педагога и лектора размышляет о смысловой многомерности моцартовского искусства, его постоянной притягательной силе для исполнителя и исследователя. В рамках статьи анализируется большое количество произведений, проводятся параллели между разными инструментальными и вокальными жанрами, что позволяет в плане избранного ракурса выявить ряд характерных для композитора приёмов письма. Результаты исследования расширяют представление о возможностях исполнительской интерпретации музыки Моцарта и её дальнейшего творческого осмысления.

ИСКУССТВО И ЛИЧНОСТЬ 

78-84 32
Аннотация

Статья посвящена одной из первых выпускниц Петербургской консерватории, мало известной в России Элле Георгиевне Шульц-Адаевской, современнице композиторов «Могучей кучки» и Чайковского. Более полувека продолжалась её разносторонняя деятельность – как пианистки-виртуоза, композитора (автора двух опер и большого количества камерно-вокальных, инструментальных и хоровых сочинений), а также исследователя-фольклориста. Её работы о русском, славянском, греческом, итальянском, татарском, эстонском, кельтском фольклоре, публиковавшиеся в различных музыковедческих изданиях разных стран, оставили заметный след в истории европейской музыкальной культуры второй половины XIX столетия. В силу сложившихся обстоятельств большая часть её жизни прошла в Европе, хотя она всегда ощущала себя (и подчёркивала это) русским музыкантом. В настоящем очерке по материалам зарубежных источников освещается её жизненный и творческий путь.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 

86-94 26
Аннотация

В статье анализируются культовые произведения в контексте этнического взаимодействия. Образы основателя христианской религии в современной религиозной живописи могут использоваться двояко. Во-первых, как средство, способствующее межкультурному обмену ценностями и развивающееся с тех пор, как зародилось христианство. Существует достаточное количество образов Иисуса Христа с внешностью представителей разных национальностей и этносов. Данные образы создаются для культово-миссионерских целей. Во-вторых, выделяются эпатажные, скандальные произведения, где используется этнический образ Христа, но с целью провокации волнений в обществе, такие произведения заставляют людей проявлять эмоциональную агрессию. Для обозначения провокативных работ автор употребляет понятие «обратная дискриминация» по отношению к религиозной живописи. Предлагается выявлять подобные эпатажные работы с помощью их анализа на соответствие культовой функциональности, художественным традициям канона и историко-библейским источникам.

95-102 25
Аннотация

В процессе глобализации актуализируется проблема национальной идентичности. Современное китайское общество сочетает в себе элементы «внешних» влияний и традиционной культуры. Репрезентация культурных ценностей и традиций китайского народа занимает важную роль в кинематографе. Уникальный характер китайского кино, сочетающего региональный, национальный колорит и элементы современного западного сознания, рождает научный интерес к изучению специфики репрезентации национальной идентичности в контексте кино Большого Китая, в частности, через проведение контент-анализа на материале рецензий и данных презентационных страниц фильмов, выпущенных в КНР в 2020 г., одного из самых влиятельных веб-сайтов Китая в области киноконтента “Douban”, с целью выявления закономерностей зрительского видения данного феномена и установления тенденций кинопроизводства. В результате исследования сделан вывод о том, что национальная идентичность в контексте современного китайского кинематографа проявляется в обращении к приёмам классического китайского кинематографа режиссёрами нового поколения, проведении кинофестивалей, обеспечивающих культурный обмен между кинематографистами различных регионов КНР, совместном кинопроизводстве материкового Китая и Гонконга.

103-110 27
Аннотация

В условиях глобализации информационных процессов особенно актуальным для современного человека является существование медиапространства. Ключевую нишу в нём занимает кинематограф, ставший одной из важнейших культурных форм XX – начала XXI века, где сформировался уникальный язык коммуникации. В фокусе внимания данной статьи – опыт со-творчества известного американского кинорежиссёра-документалиста Годфри Реджио и композитора-минималиста Филипа Гласса. На примере знаменитой трилогии «Каци», ставшей для её авторов счастливым дебютом в кинематографе, рассматривается творческий процесс взаимодействия двух больших художников. В исследовании представлен обзор фильмов «Каци», раскрываются их стилевые черты, помогающие осмыслению идейно-смысловой концепции кинотрилогии, анализируются философские аспекты совместной работы режиссёра и композитора, создавших уникальный видеоарт, во многом опередивший своё время.

111-118 19
Аннотация

В центре внимания данной статьи – литературные опыты скульпторов XX века. Литературные поиски практиков – редкое явление, представляющее значимый исследовательский интерес. Впервые осуществлён обзор литературного наследия скульпторов-практиков XX столетия. Исследование показало, что это наследие включает в себя воспоминания и автобиографии, публицистические очерки, учебники и научные статьи. Массив этих произведений можно разделить на художественную и теоретическую части. В трудах выдающихся русских и советских скульпторов поднимаются вопросы понимания композиционных приёмов, роли скульптуры в текущем культурном процессе, специфике скульптурного материала, вопросы техники и прочее. Литературная практика становится органичным продолжением, а в некоторых случаях – ключом к пониманию творческого наследия художников. В статье даётся оценка уникальности этих трудов для профессионального сообщества, выявляется их практическая значимость.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ 

120-127 28
Аннотация

Период Великой Отечественной войны в истории культурной жизни Сибири поистине уникален в связи с немалой активностью талантливых деятелей искусства, прибывших в эвакуацию. Ярким примером может послужить композитор Леонид Симонович Гуров (1910–1993), приехавший из Одессы. В Иркутске он проявил себя довольно многообразно, внеся немалый вклад в развитие культурной жизни города. Во-первых, заявил о себе как незаурядный преподаватель теоретических предметов в музыкальном училище. Во-вторых, как автор произведений, исполнявшихся на городских и областных концертах, и, наконец, как одаренный аранжировщик. В статье ставится задача восстановить картину разносторонней творческой деятельности Л.С. Гурова в Иркутске. Источниковой базой исследования служат материалы государственных архивов Москвы и Иркутска, периодическая печать, а также письмо героя статьи к иркутской пианистке Л.П. Холодиловой.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО 

129-139 27
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития эстампа в Узбекистане, исследуются теоретические и практические проблемы современной печатной графики в республике. Изучение данной темы обусловлено важностью сохранения и развития традиции эстампа в Узбекистане. Целью работы является исследование специфики становления эстампа в Узбекистане и изучение актуальных проблем его развития в контексте современного историко-культурного процесса. Впервые осуществлён анализ актуальных проблем современной печатной графики Узбекистана, сделан историографический обзор становления национальной школы эстампа, рассмотрены особенности развития отдельных видов печатной графики и творчество национальных художников-графиков. Результаты проведённого исследования представляют научную и практическую ценность в разработке теоретического материала по отдельным вопросам эстампа, а также для изучения художественных особенностей графического искусства Узбекистана в целом.

СОБЫТИЯ, ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ 

141-149 30
Аннотация

В предлагаемой статье производится обзор культурных связей России и Португалии за первые десятилетия нового тысячелетия, как в рамках государственных, так и частных инициатив. Среди прочих других событий рассматриваются приобретение неизвестного ранее пейзажа К. Брюллова «Вид форта Пику на острове Мадейра» и открытие памятника русскому художнику в городе Фуншал; открытие виртуального филиала Русского музея в университете Коимбры; выпуск специального номера журнала «Русское искусство», посвящённого русско-португальским связям; работы португальских стрит-артистов Вилса, А. Бордалу II и Pant0ni0 в Москве и Санкт-Петербурге и произведения российских художников, связанные с Португалией (А. Чечик, О. Анастасов, А. Ковалёв и др.); выставка португальских мастеров видеоарта «Создавая реальность»; впервые представленный в России Фестиваль Фаду и португальской культуры «Португалия для всех».

150-157 32
Аннотация

В статье описывается значимое событие для всего духового сообщества России – Круглый стол «Актуальные вопросы исполнительства на духовых инструментах. Фестивальное движение в России и в мире», состоявшийся 1 декабря 2021 года на базе СГИИ имени Д. Хворостовского. Это первое в истории Сибирского региона подобное масштабное мероприятие с привлечением специалистов высочайшего уровня из разных стран и субъектов РФ. В общей сложности в нём приняли участие 11 спикеров. Вопросы, рассмотренные на круглом столе, как нельзя актуальны в современном мире и требуют их коллективного решения. Помимо этого, на мероприятии были освещены предстоящие конкурсы и фестивали в России и в странах Ближнего Зарубежья с целью привлечения бóльшего количества участников на 2022 год, главной задачей которых является сохранение и развитие инструментально оркестрового, ансамблевого и сольного исполнительства на духовых инструментах.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)