Концерт для кларнета с оркестром «Звуки Памира» Ху Бицзина в аспекте фольклора китайских таджиков
Аннотация
Развитие Новой музыки КНР на рубеже 1970–1980-х годов было ознаменовано сочетанием разнонаправленных жанровых и стилевых линий. Китайская музыка для кларнета от предшествующих десятилетий унаследовала внимание композиторов к фольклору, воплощённому в системе средств европейской музыки. В центре внимания статьи – Концерт для кларнета с оркестром «Звуки Памира» Ху Бицзина как яркий образец этого стиля. В задачи входил анализ произведения в контексте сопутствующих явлений профессиональной музыки страны. Первичное введение данного материала в российское музыкознание, типичность Концерта для устремлений китайских композиторов того времени обусловили актуальность и научную новизну исследования. По результатам исследования сделан вывод о характере прообразов, представленных в виде ладовых, ритмических элементов таджикского фольклора, тембра народных инструментов. Приёмы переинтонирования прообразов связаны с классико-романтическим ладотональным, фактурно-тембровым, композиционным контекстом.
Ключевые слова
Об авторе
Мини ЧжанКитай
преподаватель; аспирант
Цицикар
680045, Хабаровск
Список литературы
1. Го Хао. Эволюция концерта для фортепиано с оркестром в китайской музыке: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Новосибирск, 2018. 23 с.
2. Му Цюаньчжи. Становление и развитие скрипичного искусства в Китае: образование, исполнительство, национальный репертуар: дис. … канд. искусствоведения. Нижний Новгород, 2018. 205 с.
3. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. Л.: Музыка, 1964. 96 с.
4. Ульмасов Ф.А. Многомерность восточной монодии в контексте сольного вокально-инструментального музицирования: на материале таджикской и узбекской традиционной музыки: дис. … д-ра искусствоведения. Новосибирск, 2017. 341 с.
5. Чжан Мини. Монгольские национальные прообразы в произведениях для кларнета китайских композиторов (1950–1960-е годы) // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 12. С. 2813 –2825.
6. 年8月12日,中國共產黨第十一次全國代表大會 宣布文化大革命結束//鳳凰資訊。歷史。 12 августа 1977 года 11-й Национальный конгресс Коммунистической партии Китая объявил об окончании Культурной революции // Информация о Фениксе. История. URL: http://news.ifeng.com/history/today/200908/0812_7187_1297470.shtml (дата обращения: 15.10.2020).
7. 白铁 ,《新中国单簧管发展史上的重要事件》文章。 手稿。 Бай Те. Важные события в истории развития кларнета в Новом Китае: статья. Рукопись.
8. 马背上的勇者:塔吉克人叼羊比赛。新湖南新聞網。 Отважные на коне: таджикский «Дяоян»: [конная спортивная игра «козлодрание»] // Новая новостная сеть Хунань. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1652710640907404431&wfr=spider&for=pc&searchword=塔吉克人叼羊比赛 (дата обращения: 17.10.2020).
9. 中共十一屆三中全會//中國共產黨全國代表大會數 據庫。 Третье пленарное заседание одиннадцатого ЦК Коммунистической партии Китая // База данных Национального конгресса Коммунистической партии Китая. URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/134580/134581/index.html (дата обращения: 15.10.2020).
10. 吴志涛,《从音乐美学层面解读中国单簧管协奏曲 帕米尔之音》戏剧之家2018年第33期,63页。 У Чжитао. Трактовка китайского концерта для кларнета с оркестром «Звуки Памира» с позиций музыкальной эстетики // Дом театра. 2018. Вып. 33. С. 63.
11. 胡必淨。帕米爾之聲:單簧管和管弦樂協奏曲。手 稿。 Ху Бицзин. Звуки Памира: концерт для кларнета с оркестром: партитура. Рукопись.
Рецензия
Для цитирования:
Чжан М. Концерт для кларнета с оркестром «Звуки Памира» Ху Бицзина в аспекте фольклора китайских таджиков. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(1):40-54.
For citation:
Zhang M. Concert for clarinet with orchestra “Sounds of the Pamirs” by Hu Bijing in the context of the development of chinese music from the 1970–1980s. ARTE. 2022;(1):40-54. (In Russ.)