Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Проблема национальной идентичности в современном китайском кинематографе (материковый Китай, Гонконг, Тайвань)

Полный текст:

Аннотация

В процессе глобализации актуализируется проблема национальной идентичности. Современное китайское общество сочетает в себе элементы «внешних» влияний и традиционной культуры. Репрезентация культурных ценностей и традиций китайского народа занимает важную роль в кинематографе. Уникальный характер китайского кино, сочетающего региональный, национальный колорит и элементы современного западного сознания, рождает научный интерес к изучению специфики репрезентации национальной идентичности в контексте кино Большого Китая, в частности, через проведение контент-анализа на материале рецензий и данных презентационных страниц фильмов, выпущенных в КНР в 2020 г., одного из самых влиятельных веб-сайтов Китая в области киноконтента “Douban”, с целью выявления закономерностей зрительского видения данного феномена и установления тенденций кинопроизводства. В результате исследования сделан вывод о том, что национальная идентичность в контексте современного китайского кинематографа проявляется в обращении к приёмам классического китайского кинематографа режиссёрами нового поколения, проведении кинофестивалей, обеспечивающих культурный обмен между кинематографистами различных регионов КНР, совместном кинопроизводстве материкового Китая и Гонконга.

Об авторах

Е. А. Сертакова
Сибирский федеральный университет
Россия

Сертакова Екатерина Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и искусствоведения

660041, Красноярск



Р. Е. Хуснуллина
Сибирский федеральный университет
Россия

Хуснуллина Регина Евгеньевна, студентка 2 курса кафедры культурологии и искусствоведения

660041, Красноярск



Список литературы

1. Авходеева Е.А. Сохранение национально-культурной идентичности в условиях открытого культурного пространства (на примере Китая): диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: 24.00.01 / Авходеева Евгения Андреевна. Волгоград, 2015. 160 с.

2. Андреев И.А. Китайское кино: контуры «мягкой силы» // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2019. № 1 (72). С. 101–109.

3. Исаев А.С. Китайский кинематограф в 2013 году: новые тенденции // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура: К 65-летию КНР. Москва: Издательство «Форум», 2014. С. 354–360.

4. Исаев А.С. Китайский кинематограф нового тысячелетия. Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2016. 274 с.

5. Исаев А.С. Современное социальное кино Китая // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. 2020. Т. 1. № 8. С. 79–125.

6. Кочетков В.В., Грачиков Е.Н. Идентичность как источник «мягкой силы» Китая // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2014. Т. 6. № 3. С. 40–62.

7. Ли Ц., Дженнингс Р. Конкурирующие идентичности: изучение культурных, исторических и политических сложностей «трех Китаев» // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2019. № 2. С. 169–200.

8. Меркушина Я.С. Культурная идентичность современного китайского общества // Дискуссия. 2013. № 7 (37). С. 38–41.

9. Помелова Ю.П. Проблемы формирования национальной идентичности в Китайской Народной Республике (2002–2012 гг.): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.03 / Помелова Юлия Павловна. Нижний Новгород, 2020. 235 с.

10. Cao J.B. Deviation and Restoration of Mundaneness and Mythological Nature in Chinese Cinema-Evolution of Chinese Directors of Different Generations over the Past Forty Years after the Reform and Opening-up Policy // Comparative Literature-East & West. V. 2. I. 2. 2018. Pp. 135–150.

11. Chan W.K. Beyond nationhood: Border and coming of age in Hong Kong cinema // Global Media and China. V. 5. № 2. 2020. Pp. 154–168.

12. Fang K.R. Cinema Censorship and Media Citizenship in the Hong Kong Film Ten Years // Surveillance & Society. V. 16. № 2. 2018. Pp. 142–157.

13. Moon H.C., Yin W.Y. How Chinese Filmmakers Effectively Respond to Chinese Government Policy for Enhancing Their Competitiveness // Global Policy. V. 11. 2020. Pp. 47–55.

14. Zhou X.L., On the Rooftop: A Study of Marginalized Youth Films in Hong Kong Cinema // Sungkyun Journal of East Asian Studies. V. 8. № 2. 2008. Pp. 163–177.

15. Zhouxiang L., Zhang Q., Hong F. Projecting the “Chineseness”: Nationalism, Identity and Chinese Martial Arts Films // International Journal of The History Of Sport. V. 31. № 3. 2014. Pp. 320–335.

16. 李鱼: 香港民调:"中国人"身份认同感降至新低 2020 年第. 固定链接 URL: https://p.dw.com/p/3drsR

17. 王晖/艾志杰 : «新生代电影导演的新青春叙事», «南 京师大学报:社会科学版» 2020 年第.

18. 陈晓云 : «当下中国电影的类型自觉与价值建构», « 中国文艺评论» 2019 年第11期.

19. 饶曙光 李国聪 : «东方好莱坞:香港电影思潮流变与 工业图景», «艺术百家» 2019 年第.

20. 杨乘虎 高云: «【文萃】杨乘虎 高云:中国电影国家 形象的建构与国际传播», «民族艺术研究» 2018 年第.

21. 周云龙 : «中国崛起与文化本真性:当代华语电影的 国家形象建构» , «东南学术» 2017 年第

22. 苏涛 : «功夫喜剧:类型、风格与文化想象» , «当代电 影» 2016 年第.

23. 金丹元: «华语电影”中的“民族想象”与差异性审 美», «北京电影学院学报» 2013 年第3期第104~107 页.

24. 台湾: 民调发现公民认为自己 不是中国人. 2021 年 第. 固定链接 URL: https://clck.ru/WDWS2


Рецензия

Для цитирования:


Сертакова Е.А., Хуснуллина Р.Е. Проблема национальной идентичности в современном китайском кинематографе (материковый Китай, Гонконг, Тайвань). Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(1):95-102.

For citation:


Sertakova E.A., Khusnullina R.E. The problem of national identity in the modern Chinese cinematographer (Main China, Hong Kong, Taiwan). ARTE. 2022;(1):95-102. (In Russ.)

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)