Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

«Провинциалка» А. Чайковского по одноимённой комедии И. Тургенева: к проблеме определения жанра

Аннотация

Современный легкожанровый музыкальный театр даёт немало примеров адаптации в либретто сочинений литературной классики. Их использование зачастую становится фактором, определяющим высокий текстово-драматургический уровень музыкально-сценических произведений, и позволяет сформировать качественную образно-смысловую и сюжетно-фабульную основу. «Провинциалка» А.Чайковского, созданная композитором на основе одноимённой комедии И.Тургенева, представляет собой пример «прочтения» произведения из золотого фонда русской литературы в условиях мюзикла, являющегося на сегодняшний день наиболее актуальным, демократичным и доступным видом театрально-зрелищного искусства. Несмотря на авторское обозначение жанра, этот спектакль в значительной степени испытал влияние других форм легкожанрового музыкального театра и, прежде всего, оперетты, давно и прочно укоренённой в отечественной традиции. Два названных жанра – мюзикл и оперетта, как демонстрируется в статье, определяют оригинальный облик «Провинциалки», в которой на композиционно-драматургическом и музыкально-стилистическом уровне синтезируются их признаки. В процессе рассмотрения этого аспекта автор выходит на осмысление более широкой проблемы о существенной общности двух жанровых моделей, не всегда позволяющей провести чётко выраженную границу между ними.

Об авторе

Д. М. Ермакова
Ростовская государственная консерватория им. С.В.Рахманинова
Россия

Ермакова Дарья Михайловна, аспирантка

344002, Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Андрущенко Е.Ю. Синтезирующие тенденции в мюзикле и рок-опере второй половины XX – начала XXI века и творчество Э.Ллойда-Уэббера: дис. … док. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2020. 313 с.

2. Вишневская И.Л. Театр Тургенева (Некоторые вопросы интерпретации классики на советской сцене). М.: Наука, 1989. 304 с.

3. Владимирская А.Р. Оперетта. Звёздные часы. Спб.: Лань, 2009. 320 с.

4. Ермакова Д.М., Лобзакова Е.Э. Поэтика сновидений в опере «Клара Милич» А.Кастальского по повести И.Тургенева // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2022. № 2. С. 37–45.

5. Жукова Л.Л. В мире оперетты. М.: Знание, 1976. 110 с.

6. Кампус Э.Ю. О мюзикле. Л.: Музыка, 1983. 128 с.

7. Киселёв Г.А. Оперетта и музыкальная комедия: музыкально-драматургические особенности и постановочные традиции // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021. № 3. С. 152–165.

8. Колпецкая О.Ю., Ютяева А.В. Интерпретация произведений И.А. Крылова в либретто эксцентрической оперы «Дедушка смеётся» А.В. Чайковского // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2022. № 2. С. 46–59.

9. Кретова Е.Г. Русский мюзикл: my way… // Вопросы театра. 2010. № 1–2. С. 23–34

10. Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла. М.: Сов. Композитор, 1982. 175 с.

11. Матусевич А.П. Мюзикл и опера – антагонисты или партнёры? (интервью с А.Чайковским) // Газета «Играем с начала». 11.02.2015. URL: https://gazetaigraem.ru/article/12061 (дата обращения: 3.02.2025).

12. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. Энциклопедия. 1973. Т. 3. С. 854–855.

13. Ромашкова О.Н., Сорокина, Е.А. Жанровые метаморфозы в музыкально-драматических иллюстрациях А.В. Чайковского (2023) к поэме М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» // Pan-Art. 2024. Т. 4. № 3. С. 228–232.

14. Янковский М.О. Оперетта: возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. М.: Искусство. 1937. 456 с.

15. Kurt G., Findlay, J.Monumental musicals: a concise history. State University of New York Press, 2022. Pp. 393–439.

16. The Routledge Companion to the contemporary musical / Edited by Jessica Sternfeld, Elizabeth L.Wollman. New York: Imprint Routledge, 2019. 496 p.


Рецензия

Для цитирования:


Ермакова Д.М. «Провинциалка» А. Чайковского по одноимённой комедии И. Тургенева: к проблеме определения жанра. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):17-25.

For citation:


Ermakova D.M. “A provincial lady” A. Tchaikovsky based on the comedy of the same name by I. Turgenev: to the problem of genre definition. ARTE. 2025;(1):17-25. (In Russ.)

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)