Духовой инструмент ухэр-бурэ в культовой практике буддизма
Аннотация
В данной статье представлены наблюдения, касающиеся духового инструмента ухэр-бурэ (тиб. дунчен). Характеристика ухэр-бурэ содержит комплексную информацию о способе его изготовления, особенностях конструкции и тембровой специфике, сфере применения, приемах игры, символическом значении. Особое внимание в работе уделяется рассмотрению этого инструмента в связи с буддийской мистерией Цам, запечатленной в 1928 году на кинопленку в фильме отечественного режиссера Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана».
Об авторах
Р. В. ГерасимовРоссия
Герасимов Роман Викторович, преподаватель отделения
духовых и ударных инструментов
660049, Красноярск
О. Ю. Колпецкая
Россия
Колпецкая Ольга Юрьевна, кандидат искусствоведения,
профессор кафедры истории
660049, Красноярск
Список литературы
1. Бир Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. 336 с.2 Буддизм: история, каноны, культура: музыка. URL: http:www.kunpendelek.rulibrarybuddhismarticlesbuddhism-history-canons3743 (дата обращения: 4.10.2020).
2. Буцык П.И. Традиционные тибетские музыкальные инструменты: классификация Opera musicologica. 2017. № 4 (34). С.44–71.
3. Ваджра – танцы и песнопения тибетских монахов из монастыря Пхиянг. URL: http:greenwavemusic.rurunovosti247-urn1334ru-ru (дата обращения: 4.10.2020).
4. Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят: учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2005. 188 с.
5. Дунчен Буддийский словарь. URL: https:dharmasite.rubuddhismdictionary?word=44 (дата обращения: 28.10.2020).
6. Жигмитова А.А. Музыкальный инструментарий мистерии Цам Манускрипт. 2020. Т. 13. № 2. С. 200–203.
7. Колпецкая О.Ю., Герасимов Р.В. «Потомок Чингисхана» В. С. Пудовкина: к вопросу создания «кинематографически ударной формы» Student Research: сборник статей Международного научно-практического конкурса: в 2 ч. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 211–216.
8. Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии. Улан-Удэ, 1997. 40 с.
9. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Изд. репринтное. Элиста, 1993. 510 с.
10. Сальмонт Б.П. Материалы к изучению бурят-монгольского искусства (песни, музыка, танцы). Рукопись ОППВ ИМБиТ СО РАН. Инв. № 364. Верхнеудинск, 1928. 229 с.
11. Спецпроект «235 артефактов». Дунгчен – буддийская труба. URL: https:museum-irkutsk.comnewsspecproekt-235-artefaktov-dungchen-buddiyskayatruba-s-zamyslovatym-uzorom (дата обращения: 25.10.2020).
12. У Ген Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): учебное пособие. СПб.: Планета музыки; Лань, 2011. 544 с.
13. Хорнбостель Э.М. фон, Закс К. Систематика музыкальных инструментов Пер. И.З. Алендера Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М.: Сов. композитор, 1987. С. 229–261.
14. Kolpetskaya O.Yu. Some Peculiariteis of Performing the Tsam of Drag-Sheds in the Late 1920s, Khambinsky Datsan, Buryatia Modern European Researches. 2015. № 7. С. 43–47.
15. Vetter R. Dung-chen. Grinnell College Musical Instrument Collection. URL: https:omeka-s.grinnell.edusMusicalInstrumentsitem3438 (дата обращения: 22.10.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Герасимов Р.В., Колпецкая О.Ю. Духовой инструмент ухэр-бурэ в культовой практике буддизма. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(2):121-127.
For citation:
Gerasimov R.V., Kolpetskaya O.Yu. Wind instrument Uher-Bure in the cult practice of Buddhism. ARTE. 2021;(2):121-127. (In Russ.)