«Провинциалка» А. Чайковского по одноимённой комедии И. Тургенева: к проблеме определения жанра
Аннотация
Современный легкожанровый музыкальный театр даёт немало примеров адаптации в либретто сочинений литературной классики. Их использование зачастую становится фактором, определяющим высокий текстово-драматургический уровень музыкально-сценических произведений, и позволяет сформировать качественную образно-смысловую и сюжетно-фабульную основу. «Провинциалка» А.Чайковского, созданная композитором на основе одноимённой комедии И.Тургенева, представляет собой пример «прочтения» произведения из золотого фонда русской литературы в условиях мюзикла, являющегося на сегодняшний день наиболее актуальным, демократичным и доступным видом театрально-зрелищного искусства. Несмотря на авторское обозначение жанра, этот спектакль в значительной степени испытал влияние других форм легкожанрового музыкального театра и, прежде всего, оперетты, давно и прочно укоренённой в отечественной традиции. Два названных жанра – мюзикл и оперетта, как демонстрируется в статье, определяют оригинальный облик «Провинциалки», в которой на композиционно-драматургическом и музыкально-стилистическом уровне синтезируются их признаки. В процессе рассмотрения этого аспекта автор выходит на осмысление более широкой проблемы о существенной общности двух жанровых моделей, не всегда позволяющей провести чётко выраженную границу между ними.
Ключевые слова
Об авторе
Д. М. ЕрмаковаРоссия
Ермакова Дарья Михайловна, аспирантка
344002, Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Андрущенко Е.Ю. Синтезирующие тенденции в мюзикле и рок-опере второй половины XX – начала XXI века и творчество Э.Ллойда-Уэббера: дис. … док. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2020. 313 с.
2. Вишневская И.Л. Театр Тургенева (Некоторые вопросы интерпретации классики на советской сцене). М.: Наука, 1989. 304 с.
3. Владимирская А.Р. Оперетта. Звёздные часы. Спб.: Лань, 2009. 320 с.
4. Ермакова Д.М., Лобзакова Е.Э. Поэтика сновидений в опере «Клара Милич» А.Кастальского по повести И.Тургенева // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2022. № 2. С. 37–45.
5. Жукова Л.Л. В мире оперетты. М.: Знание, 1976. 110 с.
6. Кампус Э.Ю. О мюзикле. Л.: Музыка, 1983. 128 с.
7. Киселёв Г.А. Оперетта и музыкальная комедия: музыкально-драматургические особенности и постановочные традиции // Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021. № 3. С. 152–165.
8. Колпецкая О.Ю., Ютяева А.В. Интерпретация произведений И.А. Крылова в либретто эксцентрической оперы «Дедушка смеётся» А.В. Чайковского // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2022. № 2. С. 46–59.
9. Кретова Е.Г. Русский мюзикл: my way… // Вопросы театра. 2010. № 1–2. С. 23–34
10. Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла. М.: Сов. Композитор, 1982. 175 с.
11. Матусевич А.П. Мюзикл и опера – антагонисты или партнёры? (интервью с А.Чайковским) // Газета «Играем с начала». 11.02.2015. URL: https://gazetaigraem.ru/article/12061 (дата обращения: 3.02.2025).
12. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. Энциклопедия. 1973. Т. 3. С. 854–855.
13. Ромашкова О.Н., Сорокина, Е.А. Жанровые метаморфозы в музыкально-драматических иллюстрациях А.В. Чайковского (2023) к поэме М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» // Pan-Art. 2024. Т. 4. № 3. С. 228–232.
14. Янковский М.О. Оперетта: возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. М.: Искусство. 1937. 456 с.
15. Kurt G., Findlay, J.Monumental musicals: a concise history. State University of New York Press, 2022. Pp. 393–439.
16. The Routledge Companion to the contemporary musical / Edited by Jessica Sternfeld, Elizabeth L.Wollman. New York: Imprint Routledge, 2019. 496 p.
Рецензия
Для цитирования:
Ермакова Д.М. «Провинциалка» А. Чайковского по одноимённой комедии И. Тургенева: к проблеме определения жанра. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):17-25.
For citation:
Ermakova D.M. “A provincial lady” A. Tchaikovsky based on the comedy of the same name by I. Turgenev: to the problem of genre definition. ARTE. 2025;(1):17-25. (In Russ.)