«Сибирский след» в истории костюма и фэшн-дизайне
Аннотация
Современный дизайн – это вид творческой деятельности, который заставляет пересматривать многие устоявшиеся правила, так как условия взаимодействия человека с предметным миром и окружающей действительностью постоянно меняются. Это заметно, в частности, в усложнении терминологии, что, в свою очередь, подталкивает к поиску новой типологии предметов. С подобной целью обновления типологии автором статьи предпринята попытка выявить исторические аналоги элементу женской одежды под названием «шраг». При сопоставлении некоторых форм традиционного женского костюма возникла необходимость в привлечении ряда этнографических исследований об одежде коренных народов Сибири. Один из изложенных там фактов автор настоящей статьи приводит в качестве аргумента для обоснования типологического сходства рассматриваемых предметов.
Предметы фэшн-дизайна XX–XXI веков, дополняющие историко-типологический ряд форм, предшествующих «шрагу», демонстрируют, с одной стороны, определённую преемственность. С другой стороны, обновляется представление о критериях типологизации предмета одежды, так как акцент перемещается с его формальных качеств на диапазон возможностей комбинирования разнообразных элементов костюма.
Об авторе
С. П. НикольскаяРоссия
Никольская Светлана Петровна, доцент, кафедра промышленного дизайна
Нижний Новгород
Список литературы
1. Айхер Д. Образ одетого тела в моде и изобразительном искусстве // Мода и искусство. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 110–123.
2. Балдано И.Ц. Мода XX века. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2002. 400 с.
3. Бодрова А.Ш. Традиционный костюм коренных народов Сибири как отражение эмпирической ментальности // Вестник ТГПУ. 2004. № 4. С. 85–90.
4. Винтажная мода. Платья. М.: Издательство BBPG (ЗАО «ББПГ»), 2013. 224 с.
5. Василевич Г.М. Тунгусский кафтан: к истории его развития и распространения // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XVIII. М., Л.: Издательство АН СССР, 1958. С. 122–178.
6. Джарылгасинова Р.Ш. Корейская национальная одежда в коллекциях МАЭ // Сборник Музея антропологии и этнографии. № XXV. Л.: Наука, 1969. С. 146–157.
7. Ионова Ю.В. Характерные черты одежды корейцев и некоторые вопросы её развития. URL: https://koryo-saram.ru/yu-v-ionova-harakternye-chertyodezhdykorejtsev-i-nekotorye-voprosy-ee-razvitiya/ (дата обращения: 07.11.2021).
8. Калашникова Н.М. «Своя рубаха ближе к телу…» Коллекция рубах в собрании Российского этнографического музея. М.: Северный паломник, 2018. 192 с.
9. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 – первой половины 20 вв. (опыт энциклопедии). М.: БСЭ, 1995. 383 с.
10. Мода и стиль. Современная энциклопедия. М.: Аванта+, 2002. 480 с.
11. Памятники корейской культуры из собрания государственного музея Востока. Сеул: Государственный исследовательский институт культурного наследия республики Корея, 2002. 336 с.
12. Пуаре – король моды. Каталог выставки в Музеях Московского Кремля. М.: АзБука, 2011. 308 с.
13. Callan O'Hara Georgina. The Thames & Hudson Dictionary of Fashion and Fashion Designers. London: Thames & Hudson, 2008. 296 p.
14. Cho Woo-hyun. Characteristics of the Korean Costume and Its Development // Koreana: Hanbok. Traditional Beauty in Korean Clothing. Vol. 9, No. 3, Autumn 1995. Pp. 4–11.
15. Cumming V., Cunnington C.W., Cunnington P.E. The Dictionary of Fashion History. Oxford, New York: Berg, 2010. 320 p.
16. Freestone Camille. Designers Everywhere Are Reinventing The Shrug For 2021. URL: https://coveteur.com/2021/01/05/shrug-trend-2021/ (дата обращения: 07.11.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Никольская С.П. «Сибирский след» в истории костюма и фэшн-дизайне. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(4):76-84.
For citation:
Nikolskaya S.P. “Siberian trace” in the history of costume and fashion design. ARTE. 2021;(4):76-84. (In Russ.)