Исследование нефритовой резьбы Хэ Ма: влияние художественных течений «живопись шрамов» и «деревенский реализм»
Аннотация
Период 1980-х годов в истории КНР является важной вехой в развитии китайского общества. Радикальные изменения в государственной идеологии привели к потрясениям во всех сферах жизни. Группа мастеров нефритовой резьбы, под влиянием литературных и художественных движений 1980-х гг., начала отходить от однообразного производства сувенирных изделий, всё больше экспериментируя с новыми формами выражения для воплощения своих творческих идей. Хэ Ма является одной из наиболее значимых фигур в КНР в области художественной резьбы по нефриту. Данное исследование опирается на историю развития современного китайского искусства и применяет методы формального анализа для рассмотрения тем, особенностей и взаимосвязи между типичными произведениями Хэ Ма и социокультурным контекстом. Такой подход позволяет прояснить влияние ряда художественных течений на традиционное декоративно-прикладное искусство Китая.
Об авторах
Чжоу СяоРоссия
Чжоу Сяо, старший преподаватель, институт архитектуры и дизайна; аспирант
660041, Красноярск; 117004, Аньшань
М. В. Москалюк
Россия
Москалюк Марина Валентиновна, доктор искусствоведения, профессор; главный научный сотрудник
660041, Красноярск; 660049, Красноярск
Список литературы
1. Лю Ц., Замараева Ю.С. «Искусство смотреть в лицо жизни»: живопись Гао Сяохуа в социокультурном контексте эпохи //Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского “ARTE”. 2024. № 2. С. 125–137.
2. Цимбала Лада, Чжоу Сяо. Слияние китайской и западной культур в нефритовых изделиях Хэ Ма: исторический фон, стилистические особенности и источники форм // Украинская культура: прошлое, настоящее, пути развития. 2023. № 46. С. 42–49.
3. 陈培一.为何马正名-兼论寿山石雕的传承与创 新.东方收藏.2020.№ 5. (Чэнь Пэйи. Официальное признание Хэ Ма: обсуждение наследия и инноваций в резьбе по камню Шоушань // Восточные коллекции. 2020. № 5. С. 26–29).
4. 高名潞.中国当代艺术史.上海.上海大学出版 社.2021. (Гао Минлу. История современного китайского искусства. Шанхай: Издательство Шанхайского университета. 2021. 628 с.)
5. 何马.玉雕学.福州.福建美术出版社. 2021. (Хэ Ма. Наука о нефритовой резьбе. Фуцзянь.: Издательство изобразительного искусства Фучжоу, 2021. 288 с.)
6. 何马.缘石开物:何马雕刻. 北京.荣宝斋出版社. 2011. (Хэ Ма. Связь с камнем: резьба Хэ Ма. Пекин.: Издательство Жунбаочжай, 2011. 103 с.)
7. 鲁虹.中国当代艺术史1978–1999. 上海.上海书画出 版社.2013. (Лу Хун. История современного китайского искусства 1978–1999. Шанхай: Издательство Шанхайской каллиграфии и живописи. 2013. 557 с.)
8. 吕澎.20世纪中国艺术史.北京.北京大学出版社. 2006. (Лю Пэн. История китайского искусства XX века. Пекин: Издательство Пекинского университета. 2006. 1242 с.)
9. 吕澎.20世纪中国艺术史.北京.新星出版社. 2013. (Лю Пэн. История китайского искусства XX века. Пекин: Издательство Синьсин, 2013. 912 с.)
10. 苏少凌.手艺的“寓言”:解读何马寿山石雕刻风格 中的典型性.雕塑.2011. № 11. (Су Шаолин. Аллегория ремесла – интерпретация типичности стиля резьбы по камню Шоушань Хэ Ма // Скульптура. 2011. № 11.С. 68–69.)
11. 张锠.雕刻实践中的不断探索-何马玉石雕刻艺 术.上海工艺美术.2020. № 9. (Чжан Чан. Постоянные поиски в практике резьбы – искусство резьбы по нефриту Хэ Ма // Шанхайское прикладное искусство. 2020.№ 9. С. 35–37).
12. 邹跃进.美术概论.北京.高等教育出版社.2011. (Цзоу Юэцзинь. Введение в изобразительное искусство. Пекин.: Издательство высшего образования, 2011. 640 с.)
Рецензия
Для цитирования:
Сяо Ч., Москалюк М.В. Исследование нефритовой резьбы Хэ Ма: влияние художественных течений «живопись шрамов» и «деревенский реализм». Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):92-103.
For citation:
Xiao Zh., Moskalyuk M.V. A study of he ma’s jade carvings influenced by the artistic movements of «scar painting» and «rustic realism». ARTE. 2025;(1):92-103. (In Russ.)