Образ главной героини китайской оперы «Седая девушка» в трактовке Лэй Цзя
Аннотация
В статье рассматривается один из аспектов первой национальной китайской оперы «Седая девушка», связанный с образом главной героини Сиэр. Впервые поставленная в 1945 году, эта опера ознаменовала новый этап развития жанра в Китайской народной республике и отразила характерные черты эпохи. На протяжении почти 80 лет данное произведение пользуется успехом у публики и представляет определённую сложность для артистов. В работе описаны особенности исполнения партии певицами четырёх разных поколений. Особое внимание уделяется интерпретации Лэй Цзя – известной представительницы современного оперного искусства Китая. Она органично сочетает песенно-танцевальные традиции жанра янгэ, оперы хуагу и итальянского bel canto. Подробно рассматриваются три арии главной героини, имеющие ключевое значение в драматургии оперы. Выявляются специфические черты трактовки образа Сиэр в исполнении Лэй Цзя, а также гармонические, интонационные, ритмические особенности номеров.
Об авторах
С. Г. ВойткевичРоссия
Войткевич Светлана Геннадьевна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, и.о. проректора по творческой и международной деятельности
660049, Красноярск
Ху Минян
Китай
Ху Минян, ассистент-стажёр 2-го года обучения, кафедра сольного пения и оперной подготовки; преподаватель
164300, Хэйхэ
Список литературы
1. 董伟松。中国传统音乐选集。上海:上海音乐出版社。2004. C. 6–9. Донг Вэйсонг. Антология традиционной китайской музыки. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2004. С. 6–9.
2. Жэнь Шуай. Китайская образцовая революционная опера: Автореф. дисс. … канд. иск.: 17.00.02. СанктПетербург. 2019. 25 с.
3. Жэнь Шуай. Образцовая революционная опера: к проблеме специфики либретто // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Рецензируемый научный журнал. 2014. № 169. С. 97–100.
4. Жэнь Шуай. Китайская образцовая революционная опера «Красный фонарь»: к истории политизации жанра // Научное мнение: Философские, филологические науки, искусствоведение. 2014. № 9. С. 78–83.
5. Жэнь Шуай. Китайская «образцовая революционная опера»: к проблеме сюжета // Университетский научный журнал Humanities & Science University Journal: Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. 2017. № 29. С. 122–128.
6. Ман Синьин. Художественные особенности новой версии «Седой девушки» и спектакля «Седая девушка четвёртого поколения» Лэй Цзя. Опера. 2016. № 1. С. 40–43.
7. 彭志明。世纪音乐分析选集。上海:上海音乐出版社。2007. C. 75–77。Пэн Чжимин. Антология музыкального анализа XX века. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2007. С. 75–77.
8. Се Цзясинь. Музыкальный анализ. Пекин: Издательство высшего образования, 2000. С. 56–62.
9. Сертакова Е.А., Хуснуллина Р.Е. Проблема национальной идентичности в современном китайском кинематографе (материковый Китай, Гонконг, Тайвань) // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского “ARTE”. 2022. № 1. С. 95–102.
10. Хуан Шо. Северная Америка получила возможность услышать поистине «китайский» голос Лэй Цзя. 4 марта 2015. URL: https://tass.ru/press-relizy/1806181 (дата обращения 31.12.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Войткевич С.Г., Минян Х. Образ главной героини китайской оперы «Седая девушка» в трактовке Лэй Цзя. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):65-75.
For citation:
Voitkevich S.G., Minyan Kh. THE IMAGE OF THE MAIN CHARACTER OF THE CHINESE OPERA “THE GRAY-HAIRED GIRL” IN THE INTERPRETATION OF LEI JIA. ARTE. 2023;(2):65-75. (In Russ.)