Страницы истории египетского сюрреализма: группа “Art et liberté”
Аннотация
В статье рассматривается деятельность каирской сюрреалистической группы “Art et Liberté” («Искусство и свобода»), представители которой во многом определили пути реформы изобразительного искусства Египта в 1930–1940-х гг. Данная проблематика ещё не входила в орбиту научных интересов российских учёных, что обусловливает актуальность и научную новизну предлагаемого исследования. На основе компаративного анализа массива информации, рассредоточенной в иностранных источниках, не переведённых на русский язык, в работе прослежена история появления “Art et Liberté”, проанализированы историко-политические и социокультурные факторы, определившие идеологическую, философскоэстетическую платформу группы и её представителей. Отдельное внимание в статье уделено одному из флагманов “Art et Liberté” – Рамзесу Юнану, внёсшему весомый вклад в теорию и практику египетского сюрреализма, охарактеризована его «революционная» деятельность, обозначена роль творческих результатов. Введение в российский научный оборот и критическое осмысление невостребованной ранее информации, заполняет существующие «лакуны», открывает перспективы в дальнейшей разработке проблемы культурного диалога Запада и Востока, а также национальной идентичности живописи Египта XX века.
Об авторе
Чжан ЧаньюаньРоссия
Чжан Чаньюань, студент; преподаватель
119071, Москва; 210000, Нанкин
Список литературы
1. Богданов А.А. Изобразительное искусство Арабской Республики Египет. М.: Изобразительное искусство, 1975. 223 с.
2. Ибрагимов И.Э., Куделин А.А. Модели самоидентификации в Египте в межвоенный период (1919-1939 гг.) // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. № 4. С. 355-370. DOI: 10.22363/2312-8127-2018-104-355-370
3. ЛюЦ., Замараева Ю.С. «Искусство смотреть влицо жизни»: живопись Гао Сяохуа в социокультурном контексте эпохи // ARTE: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2024. № 2. С. 125-137.
4. Чжан Ч. Пионер египетского сюрреализма: Рамзес Юнан // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 1 (36). https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.019. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1163
5. Эль-Серуи У.Э.-С.М. Изобразительное искусство в Арабской Республике Египет. Белгород: Изд-во БГТУ, 2016. 306 с.
6. Bardaouil S. Surrealism in Egypt: modernism and the art and Liberty Group. London: Bloomsbury Publishing, 2016. 352 p.
7. Diab A.B. A transcultural history of modern art in Egypt: Flâneuses et flâneurs des deux mondes. PhD thesis. [University of York History of Art]. York, 2019. 299 p.
8. El-Janabi A.K. The Nile of Surrealism. URL: https://www.egyptiansurrealism.com/index_/contents/the-nile-of-surrealism.html (дата обращения: 01 февраля 2025).
9. Kane P. Art Education and the Emergence of Radical Art movement in Egypt: the surrealists and the Contemporary Arts Group, 1938-1951. URL: https://www.egyptiansurrealism.com/index_/readings.html (дата обращения: 01 февраля 2025).
10. Karnouk L. Modern Egyptian art: 1910-2003. New York: The American University in Cairo Press, 2005. 274 p.
11. LaCoss D.Egyptian Surrealism and ʻdegenerate Artʼ in 1939. URL: https://www.egyptiansurrealism.com/index_/contents/egyptian-surrealism-and-degenerate-artin-1939.html (дата обращения: 01 февраля 2025).
12. Seggerman A.D. Al-Tatawwur (Evolution): An Enhanced Timeline of Egyptian Surrealism // Dada/Surrealism.2013. Vol. 19. Iss. 1. URL: https://cmes.macmillan.yale.edu/sites/default/files/files/Fall%202017/AlTatawwur%20(Evolution)-%20An%20Enhanced%20Timeline%20of%20Egyptian%20Surreal.pdf (дата обращения: 01 февраля 2025).
Рецензия
Для цитирования:
Чаньюань Ч. Страницы истории египетского сюрреализма: группа “Art et liberté”. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):81-91.
For citation:
Chanyuan Zh. Egyptian surrealism history pages: “Art et liberte” group. ARTE. 2025;(1):81-91. (In Russ.)