История становления и современное состояние красноярской электронной сцены
Аннотация
В данной статье впервые предпринята попытка рассмотреть историю становления красноярской электронной сцены, проанализировать структурные компоненты обозначенного понятия, а также охарактеризовать современное её состояние в качественном и количественном отношении. Для удобства анализа авторы разбили проблему на ряд аспектов и поэтапно рассмотрели: 1) исторические условия, подготовившие почву для развития электронной музыки в регионе; 2) состояние местной материально-технической базы современного высокотехнологического звукового искусства; 3) отдельные творческие единицы, составляющие сообщество или творческую среду красноярской электронной сцены. Информация о композиторах и исполнителях, собранная из разрозненных источников и систематизированная, основана на материалах собственных баз данных авторов, формируемых ими в течение длительного времени. Эти сведения обладают абсолютной новизной, так как ранее в научных изданиях не публиковались. Как показало исследование, в Красноярске и крае на сегодняшний день существует самобытная электронная сцена, имеющая большой потенциал для дальнейшего качественного развития, однако она достаточно разрозненна и пока находится на низком уровне организации.
Об авторах
Д. В. СоколовскийРоссия
Соколовский Дмитрий Всеволодович, руководитель Научно-исследовательского центра электронной музыки
660131, Красноярск
А. В. Бесфамильная
Россия
Бесфамильная Анна Владимировна, преподаватель звукорежиссуры; заведующая Секцией творческих программ
660131, Красноярск
Список литературы
1. Биканова С. Электронная музыка Сибири: от электронойза до гиперпопа. Синтез жанров и «новая романтика»: как звучит электронная музыка Сибири // Портал Сибирский новостной. 2024. URL: https://sibirnews.ru/articles/elektronnaya-muzyka-sibiri-ot-elektronoyza-dogiperpopa-20538/ (дата обращения: 31.01.2025).
2. Голоса Енисея // Мастера Сибири. 2023. URL: https://golosa.makersofsiberia.com (дата обращения: 31.01.2025).
3. Крупина Е. Беседа с основателем Tempers Василием Юрченко: «Мне нравятся пластинки, которые привозят друзья» // Портал Gor Novosti. 2023. URL: https://gornovosti.ru/news/107841/ (дата обращения: 31.01.2025).
4. Михель А.Ю. Использование среды “MAX/MSP/ JITTER” в творческой практике композиторов XX–XXI вв. // ARTE: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2023. № 3. С. 56–63. URL: https://www.sgiiart.ru/jour/article/view/214/222 (дата обращения: 31.01.2025).
5. Никулина А. Интервью с Василием Юрченко: «Простите, но я тут стою» // Портал Культура24.РФ Красноярский край. 2022. URL: https://cultura24.ru/articles/19225/ (дата обращения: 31.01.2025).
6. Рок-музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии / сост. А.К. Троицкий. М.: Издательство «Книга», 1990. 384 с.
7. Соболев О. Крутят как хотят. Кто выпускает самую странную музыку в России // Портал Lenta.ru. 2020. URL: https://lenta.ru/articles/2020/02/12/klammklang/ (дата обращения: 31.01.2025).
8. Экспериментальное музыкальное издательство Klammklang // Мастера Сибири. 2018. URL: https://makersofsiberia.com/proekty/klammklang.html (дата обращения: 31.01.2025).
9. Bray B. Telematic Music Performance: Synchronous Comprovisation of Pulse-based Electronic Music. Box Hill Institute. 2017. 154 p.
10. Vorobiova A. The electronica that thrives in the Siberian expanse // The Guardian. 2015. URL: https://www.theguardian.com/world/2015/mar/17/siberiarussia-experimental-electronic-music (дата обращения: 31.01.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Соколовский Д.В., Бесфамильная А.В. История становления и современное состояние красноярской электронной сцены. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):52-65.
For citation:
Sokolovskiy D.V., Besfamilnaya A.V. The history of the formation and current state of the krasnoyarsk electronic scene. ARTE. 2025;(1):52-65. (In Russ.)