Жанр токкаты в контексте северонемецкого органного искусства барокко
Аннотация
В статье привлекается внимание к личности и творчеству представителей северонемецкой органной школы эпохи барокко. Подчёркивается роль нидерландского композитора Я.Свелинка в её формировании и становлении. Предметом изучения становится токката, которая вписывается в исполнительскую традицию, распространённую на территории Северной Германии. Рассматриваются сочинения первого и второго поколений композиторов, обращавшихся к этому жанру: С.Шайдта, Г.Шайдеманна, М.Векманна, И.Рейнкена и Д.Букстехуде. На примере их органных токкат выявляются композиционные и стилевые особенности, в которых ярко претворяются черты stylus phantasticus, обусловленные спецификой органостроения. Отдельное внимание уделяется основному жанровому типу, характерному для северонемецкой органной школы – токкате maiores, чья контрастно-составная форма трактуется с опорой на принципы ораторско-риторической диспозиции.
Ключевые слова
Об авторе
К. М. КолеевичРоссия
Колеевич Ксения Максимовна, аспирант кафедры истории музыки
660049, Красноярск
Список литературы
1. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века). М.: московская гос. консерватория, 1997. 571 с.
2. Бочаров Ю.С. Ещё раз о новом методе систематизации форм инструментальной музыки эпохи барокко // Старинная музыка. 2023. № 2 (100). С. 14–21.
3. ДрускинМ.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков // Собр. соч.: в 7 т. СПб., 2007. Т. 1. С. 240–259, 362–440.
4. Кийовски О.Ю. Stylus phantasticus в органном творчестве Дитриха Букстехуде: дис. … канд. иск. наук. Саратов, 2013. 216 с.
5. Колеевич К.М. Жанр токкаты в творчестве Самуэля Шайдта // Международные научные студенческие чтения – 2023: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск. Часть 1. С. 349–354.
6. Колеевич К.М. Северонемецкая органная школа и особенности жанра токкаты в творчестве композиторов первого поколения // Искусство глазами молодых: материалы ХV Международной научной конференции, 13–14 апреля 2023 г. Красноярск, 2023. С. 231–234.
7. Колеевич К.М. Stylus phantasticus в творчестве Дитриха Букстехуде (на примере органной токкаты BuxWV 156) // Искусство глазами молодых: материалы ХIV Международной научной конференции, 20–21 апреля 2022 г., Красноярск, 2023. С. 43–46.
8. Красовская И.И. Из истории жанра токкаты в эпоху барокко: от истоков к И.Пахельбелю – Выпускная квалификационная работа. Красноярск, 2014. 87 с.
9. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII–XX веков. М., 1998. 345 с.
10. Лепнурм Х.Л. История органа и органной музыки. Казань: Казан. гос. консерватория, 1999. 172 с.
11. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. 227 с.
12. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке М.: ВЛАДОС, 2003. С. 80–135.
13. Напреев Б.Д. Тонально развивающаяся ричеркарная фуга // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 2 (27). С. 78–87.
14. Насонова М.Л. Северо-немецкая органная школа: Органная композиция как феномен культуры: Автореферат дис…канд. иск. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1994. 26 с.
15. Носина В.Н. Символика музыки Иоганна Себастьяна Баха. М., 2004. 56 с.
16. Омельченко М.М. Органное искусство Австрии и Южной Германии эпохи барокко: на перекрёстке влияний. Иоганн Пахельбель // Органная книжечка: Очерки по истории и теории органного искусства. М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2008. С. 158–179.
17. Продьма Т.Ф. История токкаты: автореф. дис…канд. иск.:17.00.002 / М-во культуры РФ; ВННИИ искусствознания. М., 1989. 22 с.
18. Продьма Т.Ф. Старинная токката: история и теория жанра. Исследование. Алматы, 2009. 236 с.
19. Сторожко М.Л. Концепция многохорности и северо немецкая органная школа второй половины XVII века // LAUDAMUS/ Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М., 1992. С. 235–244.
20. The New Grove Dictionary of Music and Musicians (NGD), 2001. URL: https://www.grovemusic.com (дата обращения: 01.03.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Колеевич К.М. Жанр токкаты в контексте северонемецкого органного искусства барокко. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):26-38.
For citation:
Koleevich K.M. Toccata genre in the context of the north german organ art baroque. ARTE. 2025;(1):26-38. (In Russ.)