Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Жанр токкаты в контексте северонемецкого органного искусства барокко

Аннотация

В статье привлекается внимание к личности и творчеству представителей северонемецкой органной школы эпохи барокко. Подчёркивается роль нидерландского композитора Я.Свелинка в её формировании и становлении. Предметом изучения становится токката, которая вписывается в исполнительскую традицию, распространённую на территории Северной Германии. Рассматриваются сочинения первого и второго поколений композиторов, обращавшихся к этому жанру: С.Шайдта, Г.Шайдеманна, М.Векманна, И.Рейнкена и Д.Букстехуде. На примере их органных токкат выявляются композиционные и стилевые особенности, в которых ярко претворяются черты stylus phantasticus, обусловленные спецификой органостроения. Отдельное внимание уделяется основному жанровому типу, характерному для северонемецкой органной школы – токкате maiores, чья контрастно-составная форма трактуется с опорой на принципы ораторско-риторической диспозиции.

Об авторе

К. М. Колеевич
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Колеевич Ксения Максимовна, аспирант кафедры истории музыки

660049, Красноярск



Список литературы

1. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первая половина XVIII века). М.: московская гос. консерватория, 1997. 571 с.

2. Бочаров Ю.С. Ещё раз о новом методе систематизации форм инструментальной музыки эпохи барокко // Старинная музыка. 2023. № 2 (100). С. 14–21.

3. ДрускинМ.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI–XVIII веков // Собр. соч.: в 7 т. СПб., 2007. Т. 1. С. 240–259, 362–440.

4. Кийовски О.Ю. Stylus phantasticus в органном творчестве Дитриха Букстехуде: дис. … канд. иск. наук. Саратов, 2013. 216 с.

5. Колеевич К.М. Жанр токкаты в творчестве Самуэля Шайдта // Международные научные студенческие чтения – 2023: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск. Часть 1. С. 349–354.

6. Колеевич К.М. Северонемецкая органная школа и особенности жанра токкаты в творчестве композиторов первого поколения // Искусство глазами молодых: материалы ХV Международной научной конференции, 13–14 апреля 2023 г. Красноярск, 2023. С. 231–234.

7. Колеевич К.М. Stylus phantasticus в творчестве Дитриха Букстехуде (на примере органной токкаты BuxWV 156) // Искусство глазами молодых: материалы ХIV Международной научной конференции, 20–21 апреля 2022 г., Красноярск, 2023. С. 43–46.

8. Красовская И.И. Из истории жанра токкаты в эпоху барокко: от истоков к И.Пахельбелю – Выпускная квалификационная работа. Красноярск, 2014. 87 с.

9. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII–XX веков. М., 1998. 345 с.

10. Лепнурм Х.Л. История органа и органной музыки. Казань: Казан. гос. консерватория, 1999. 172 с.

11. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. 227 с.

12. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке М.: ВЛАДОС, 2003. С. 80–135.

13. Напреев Б.Д. Тонально развивающаяся ричеркарная фуга // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 2 (27). С. 78–87.

14. Насонова М.Л. Северо-немецкая органная школа: Органная композиция как феномен культуры: Автореферат дис…канд. иск. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1994. 26 с.

15. Носина В.Н. Символика музыки Иоганна Себастьяна Баха. М., 2004. 56 с.

16. Омельченко М.М. Органное искусство Австрии и Южной Германии эпохи барокко: на перекрёстке влияний. Иоганн Пахельбель // Органная книжечка: Очерки по истории и теории органного искусства. М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2008. С. 158–179.

17. Продьма Т.Ф. История токкаты: автореф. дис…канд. иск.:17.00.002 / М-во культуры РФ; ВННИИ искусствознания. М., 1989. 22 с.

18. Продьма Т.Ф. Старинная токката: история и теория жанра. Исследование. Алматы, 2009. 236 с.

19. Сторожко М.Л. Концепция многохорности и северо немецкая органная школа второй половины XVII века // LAUDAMUS/ Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М., 1992. С. 235–244.

20. The New Grove Dictionary of Music and Musicians (NGD), 2001. URL: https://www.grovemusic.com (дата обращения: 01.03.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Колеевич К.М. Жанр токкаты в контексте северонемецкого органного искусства барокко. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):26-38.

For citation:


Koleevich K.M. Toccata genre in the context of the north german organ art baroque. ARTE. 2025;(1):26-38. (In Russ.)

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)