Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

«Антоний и Клеопатра»: от пьесы У. Шекспира к опере С. Барбера

Аннотация

Статья посвящена опере американского композитора С.Барбера «Антоний и Клеопатра», созданной по одноимённой пьесе У.Шекспира. К открытию специально построенного здания Метрополитен-опера в Линкольн-центре Нью-Йорка (1966) была приурочена первая постановка этого музыкально-сценического произведения (либретто – Ф.Дзеффирелли), но премьера обернулась провалом, что привело к появлению новой редакции сочинения. В данной работе решаются задачи, определяющие актуальность исследования: рассмотреть историю возникновения двух версий «Антония и Клеопатры» С.Барбера, изучить либретто, в которое были внесены изменения в 1975 году самим композитором и Дж.К. Менотти, сравнить его с литературным первоисточником, определить способы работы с текстом пьесы английского драматурга, выделить основные сюжетные линии. Представленная в статье методология направлена на комплексное изучение произведения У.Шекспира и либретто оперы, что позволило выявить возникающие между ними черты общности и различия.

Об авторах

О. Ю. Колпецкая
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Колпецкая Ольга Юрьевна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки

660049, Красноярск 



С. Э. Лаврова
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Лаврова София Эдуардовна, студентка кафедры истории музыки

660049, Красноярск 



Список литературы

1. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М.: Художественная литература, 1963. 616 с. URL: http:william-shakespeare.rubooksitemf00s00z0000011st085.shtml (дата обращения: 19.03.2024).

2. Барбер С. Антоний и Клеопатра [Ноты]: опера в 3-х д. по трагедии В.Шекспира комп. С.Барбер; пер. Л.Чудовой. Клавир. М.: Советский композитор, 1981. 293 с.

3. Гончаренко С.С. О поэтике оперы: учеб. пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2010. 260 с.

4. Димитрин Ю.Г. Либретто во сне и наяву… Личности Петербурга CEO.SPB.RU: [сайт]. Санкт-Петербург. URL: http:ceo.spb.rulibrettosleepchain.shtml (дата обращения: 16.06.2024).

5. Дудина Т.П. Драматургия русского оперного либретто: теоретико-терминологическая ситуация ФИЛОLOGOS. 2012. № 12. С. 27–36.

6. Егоров А.Б. Антоний и Клеопатра (Рим и Египет: встреча цивилизаций). СПб.: Издательство СанктПетербургского государственного университета, 2012. 260 с. (История и культура).

7. Кривцова А.С. Опера «Ванесса» С.Барбера как пример культурного трансфера (Дания – США) Исследования молодых музыковедов ред.-сост. Т.И. Науменко, А.А. Гундорина. М.: РАМ им. Гнесиных, 2019. С. 32–39.

8. Кривцова А.С. «Партия в бридж» Дж.К. Менотти и С.Барбера, или несчастье по-американски Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2019. № 2. С. 24–33.

9. Кром А.Е. Самюэль Барбер в диалоге с русской музыкальной культурой Музыковедение. 2016. № 1. С. 3-9.

10. Лаврова С.Э. «Антоний и Клеопатра» С.Барбера на сцене театра Метрополитен-Опера: история создания и постановки Мир культуры глазами молодых исследователей: сборник тезисов XLVIII научно-практической конференции студентов, Пермь, 17–21 апреля 2023 года. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2023. С. 1100–1103.

11. Луков В.А. Современники Шекспира. URL: https:around-shake.rupersonae3735.html (дата обращения: 10.03.2024).

12. Мосиенко А.М. Черты стиля Самюэля Барбера на примере концерта для скрипки с оркестром Музыковедение в XXI веке: теория, история, исполнительство: сборник статей по материалам III Всероссийской научнопрактической конференции. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2021. С. 155–160.

13. Перевалова А.В. Традиция жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины ХVII века (на материале по пьесам Уильяма Шекспира): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Новосибирск, 2013. 26 с.

14. Чужкова А. «Антоний и Клеопатра» Культура. 25.11.2014. URL: https:portal-kultura.ruarticles450-let-shekspiru71903-antoniy-i-kleopatra (дата обращения: 13.03.2024).

15. Шаталова Н.А. «Антоний и Клеопатра» Шекспира. Проблемы поэтики: автореферат дис. канд. фил. наук. М., 2000. 24 с.

16. Шевченко Е.А. Жизнь-игра: принцип театра в театре в пьесе У.Шекспира «Антоний и Клеопатра» Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III: Филология. 2020. Вып. 63. С. 97–119.

17. Шекспир У.Антоний и Клеопатра пер. Б.Л. Пастернака. URL: https:www.booksite.rufulltext1001005142035.htm (дата обращения: 17.03.2024).

18. Шекспир У. Мера за меру пер. М.А. Зенкевича. URL: http:www.lib.ruSHAKESPEAREshks_measure1.txt (дата обращения: 11.06.2024).

19. Barber S.Antony and Cleopatra: Vocal Score (Revised edition). G.Schirmer, Inc, 1986. 296 р.

20. Broder N.Samuel Barber. New York: G.Sсhirmer, 1954. 111 р.

21. Davis P.G. The Prizewinning Opera Time Forgot The New York Times. Nov. 4, 2007. URL: https:www.nytimes.com20071104artsmusic04davi.html?ysclid=m4kb44bfoh958044252 (дата обращения: 15.06.2024).

22. Davis P.G. The Tragedy of ‘Antony and Cleopatra’ The New York Times. Jan. 9, 2009. URL: https:www.nytimes.com20090111artsmusic11davi.html (дата обращения: 10.06.2024).

23. Fletcher J.Take, Oh, Take Those Lips Away Poetry Foundation. URL: https:www.poetryfoundation.orgpoems50681take-oh-take-those-lips-away (дата обращения: 14.06.2024).

24. Heyman B.Samuel Barber: The Composer and His Music. Oxford, 2020. 635 р.

25. Istel E.Das Libretto. Berlin-Leipzig: Schuster & Löffler, 1914. 240 р.

26. Pollack H.Samuel Barber, Jean Sibelius, and the Making of an American Romantic Musical Quarterly. 2000. Vol. 84, No. 2. P. 175–205.

27. Shakespeare W.Antony and Cleopatra The Project Gutenberg eBook of Antony and Cleopatra, by William Shakespeare. URL: https:www.gutenberg.orgfiles15341534-h1534-h.htm (дата обращения: 15.03.2024).

28. Shakespeare W.Take, Oh Take those Lips Away Representative Poetry Online RPO poem Editors N.J. Endicott. URL: https:rpo.library.utoronto.cacontenttake-o-takethose-lips-away (дата обращения: 04.06.2024).

29. Teachout T.Samuel Barber's revenge Commentary. 1996. Vol. 101, No. 4. Pp. 55–58.

30. Wittke P.Samuel Barber: An Improvisatory Portrait Wise Music Classical. URL: https:www.wisemusicclassical.comcomposer72Samuel-Barber (дата обращения: 14.06.2024)


Рецензия

Для цитирования:


Колпецкая О.Ю., Лаврова С.Э. «Антоний и Клеопатра»: от пьесы У. Шекспира к опере С. Барбера. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(4):18-29.

For citation:


Кolpetskaya O.Yu., Lavrova S.E. “Antony and Cleopatra”: from W. Shakespeare’s play to S. Barber’s opera. ARTE. 2024;(4):18-29. (In Russ.)

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)