Понятие «исполнительская школа» в современных исследованиях о музыкальном искусстве
Аннотация
В статье рассматривается понятие «исполнительская школа», начиная от первых упоминаний термина до его бытования и закрепления в современном отечественном музыкознании. Данную тему нельзя назвать тщательно разработанной, поскольку, как и многие другие применяемые в обиходе музыкальные понятия, определение «исполнительская школа» существует как «само собой разумеющееся». Однако теоретическое обоснование и вопросы исторической перспективы в отношении этого термина ранее не являлись предметом отдельного научного интереса. Специального исследования, в котором бы рассматривалась исполнительская школа, как отдельный музыкальный феномен, не существует. Данная попытка осуществляется впервые, что определяет научную новизну и актуальность работы. Предлагаемые в статье наблюдения и выводы строятся на основе анализа научной и методической литературы через выявление закономерностей в истолковании различных интерпретаций данного понятия. Предпринимается их систематизация и обобщение в отношении различных исполнительских школ: фортепианной, струнно-щипковой, вокальной, струнной, композиторской и духовой. Методология исследования базируется на основе аналитического, комплексного изучения, культурно-исторического и структурного методов.
Об авторе
Е. М. ЭповаРоссия
Эпова Екатерина Михайловна аспирант 1-го года обучения, доцент, заведующий кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов
Красноярск, 660049
Список литературы
1. Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Новосибирск, 2015. 326 с.
2. Арутюнян И. А. Обобщение профессионального опыта педагога-музыканта и преемственность национальных исполнительских школ // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007. Т. 13, № 3. С. 13–15.
3. Архангельская В. Д. Исполнительская школа Л. В. Николаева как основа фортепианной педагогической культуры XXI века // Искусство глазами молодых: материалы I Международной (V Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 23–24 апреля 2009 г. 2009. С. 403–405.
4. Бородин А. Б. Формирование понятия «фортепианная школа» у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 23 с.
5. Будников В. В. О пластическом «геноме» в фортепианной методике В. И. Слонима // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 84–93.
6. Варламова Т. П. Эволюция понятия «исполнительская школа» на струнно-щипковых инструментах // Художественное образование и наука. 2018. № 2. С. 10–17.
7. Дарда, В. Н. Роль мангеймской школы в становлении инструментального классического стиля // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 28. С. 125–133.
8. Диденко Ю. В. Влияние традиций национальных фортепианных школ на формирование исполнительских компетенций пианистов // Педагогический научный журнал. 2023. Т. 6. № 5. С. 117–120.
9. Дитенбир В. В. Оперная студия Новосибирской консерватории: история и современность // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2021. № 2. С. 88–95.
10. Дрожжина М. Н., Дитенбир, В. В. Новосибирская региональная вокальная школа как сформировавшийся феномен // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9. № 2. С. 184–196.
11. Дроздова М. А. Новаторство исполнительского искусства Марии Юдиной // Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX–XX веков: идеи, личности, школы: сборник статей по материалам международной научной конференции: в 2 ч. 2013. Ч. 2. С. 151–169.
12. Дылькова С. В. Перспективы развития музыкальной культуры и общего музыкального образования в Европе и в России // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. Т. 11. № 4. С. 3.
13. Зауэр Э.; пер. Е. Соколова. Кто меня сделал музыкантом: глава из книги «Мой мир» // Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи. 1976. Вып. 4. С. 11–27.
14. Майстренко А. В. Роль европейских музыкантов в формировании российской исполнительской школы игры на кларнете // Университетский научный журнал. 2020. № 55. С. 47–54.
15. Меркулов А. М. Русская фортепианно-исполнительская школа или школы? // Художественное образование и наука. 2015. № 3. С. 45–55.
16. Мухамедова Ф. Н. Влияние русского исполнительского искусства на формирование фортепианной школы Узбекистана // Музыка как национальный мир искусства: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 10–11 ноября 2022 года. 2023. С. 50–58.
17. Паутов А. М. Школа игры нa трубе московской консерватории – важное звено российской духовой исполнительской школы // Актуальные вопросы исполнительства и методики обучения на духовых и ударных инструментах: теоретический и практический взгляд: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Москва, 22–23 марта 2018 года. 2018. С. 29–37.
18. Понькина А. М. Роль Фредерика Хемке в становлении американского профессионального музыкального искусства // Социология и социальная работа в системе профессионального образования, Белгород, 31 марта 2015 года. 2015. С. 478–488.
19. Рудякова А. Э. Становление и развитие Саратовской вокально-педагогической школы (конец XVIII–XX вв.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Саратов, 2016. 22 с.
20. Сафонова Е. Л. Особенности исполнительской стилистики московской скрипичной школы // История музыкального образования: новые исследования: материалы международного семинара шестой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования, Воткинск, 18–21 апреля 2017 года. 2017. С. 65–74.
Рецензия
Для цитирования:
Эпова Е.М. Понятие «исполнительская школа» в современных исследованиях о музыкальном искусстве. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(3):27-35.
For citation:
Epova E.M. The concept of “performing school” in modern research on musical art. ARTE. 2024;(3):27-35. (In Russ.)