Особенности функционирования народных духовых инструментов флейтового и язычкового типов в Китае
Аннотация
Китайская народная духовая музыка является не только существенной частью китайской культуры, но и жемчужиной мирового музыкального искусства в целом. На сегодняшний день это достаточно масштабная художественная система, она удовлетворяет самые разнообразные практические и художественноэстетические потребности как в сочинительской традиции, так и в исполнительской практике. История китайских народных духовых инструментов корнями уходит в глубокую древность. В своём развитии они достигли больших успехов и являются важной составляющей большой семьи инструментария разных народов, в основе которой лежат флейтовый и язычковый типы звукообразования. Авторами статьи предпринята попытка проанализировать функциональные особенности некоторых китайских народных духовых инструментов данного вида с точки зрения истории их развития и распространения, классификации, внешних характеристик и способов игры на основе изучения и систематизации китайских исследований. Введение в научный обиход иностранных источников, ещё не переведённых на русский язык, позволило дополнить материал новыми, ранее неизвестными фактами, расширяющими представления о духовом исполнительском искусстве Китая прошлого и современности.
Ключевые слова
Об авторах
А. Е. КлименкоРоссия
Клименко Анна Евгеньевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов
660049, Красноярск
Чэнь Юйци
Россия
Чэнь Юйци, аспирант 1-го года обучения
660049, Красноярск
Список литературы
1. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии. Китай, Корея, Япония. М.: Лань, 2011. 543 с.
2. Появление и развитие китайских народных музыкальных инструментов. URL: http://russian.china.org.cn/archive2006/txt/200611/23/content_2276011.htm (дата обращения: 15.06.2023).
3. 王明惇,中国民族音乐.北京: 高等教育出版社, 2007. 391页. Цзян Миндун. Китайская народная музыка. Пекин: Высшее образование издательство, 2007. 391 с.
4. 牟楠,中国民族管乐艺术研究.北京: 中国戏剧出版社, 2019. 199 页. Моу Нань. Исследование китайского народного духового музыкального искусства. Пекин: Китайское драматическое издательство, 2019. 199 с.
5. Хуан Шуай, Хватова С.И. Возрождение искусства исполнения на традиционном китайском духовом инструменте бамбуковая флейта ди // Культурная жизнь юга России, 2020. № 1 (76). С. 37–40.
6. 张艳丽,民族吹管乐器艺术研究.北京: 中国书籍出版社, 2014. 178 页 Чжан Яньли. Исследование искусства народных духовых инструментов. Пекин: Китайское книжное издательство, 2014. 178 с.
7. Сона. URL: http://mus-instruments.ru/musicalinstruments/winds/sona/ (дата обращения: 10.06.2023).
8. Фу Цян. Китайские народные духовые инструменты предшественники кларнета: этноорганологический аспект // Аўтэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучэння, успрымання (памяці антраполага Зінаіды Мажэйкі): зборнік навуковых прац [удзельнікаў X Міжнароднай навуковай канферэнцыі, Мінск, 29 красавіка 1 мая 2016 г.] / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў [і інш.]. Мінск, 2016. С. 194–197.
Рецензия
Для цитирования:
Клименко А.Е., Юйци Ч. Особенности функционирования народных духовых инструментов флейтового и язычкового типов в Китае. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(2):46-54.
For citation:
Klimenko A.Е., Yuqi Ch. ANALYSIS OF THE FUNCTIONING OF FOLK WIND INSTRUMENTS OF FLUTE AND TONGUE TYPES IN CHINA. ARTE. 2023;(2):46-54. (In Russ.)