Поэтика сновидений в опере «Клара Милич» А. Кастальского по повести И. Тургенева
Аннотация
Статья посвящена выявлению роли поэтики сновидений в малоизвестной и неизученной опере А. Кастальского, написанной на сюжет повести И. Тургенева. Следуя сюжетно-повествовательной логике первоисточника, в котором для изображения пограничного сознания героя писатель активно использует различные онейрические формы (сны, видения, галлюцинации); композитор сохраняет их значимость и в оперном сочинении. Однако, в рамках закономерностей драматургии лирикопсихологической оперы, данная линия претерпевает существенную трансформацию. В результате расширения в «Кларе Милич» лирической и бытовой сфер, смещающего сюжетно-смысловые акценты по сравнению с повестью Тургенева, укрупнения образов центральных персонажей, онейрические формы оказываются сконцентрированными в кульминации и развязке произведения, способствуя достижению высокого драматического накала. Существенным фактором в развитии онейрической линии в опере А. Кастальского также становится насыщенный аллюзивный пласт, в котором наиболее существенное место занимают образно-смысловые и текстовые переклички с трагедией «Ромео и Джульетта» У. Шекспира
Об авторах
Д. М. ЕрмаковаРоссия
Ермакова Дарья Михайловна, студентка IV курса кафедры истории музыки
344002, Ростов-на-Дону
Е. Э. Лобзакова
Россия
Лобзакова Елена Эдуардовна, кандидат искусствоведения, доцент
344002, Ростов-на-Дону
Список литературы
1. Бадалова Р. Р. Мистика и фантастичность в повести И. С. Тургенева «После смерти (Клара Милич)» // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде»: под ред. И. Б. Каменской. Симферополь: ИП Корниенко Андрей Анатольевич, 2019. С. 33–37.
2. Борисова У. Ю. Жанровые особенности повести И. С. Тургенева «После смерти (Клара Милич)» // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (275). С. 202–206.
3. Иоскевич О. А. Нарративная стратегия создания эффекта «таинственного» в повестях И. С. Тургенева // Вестник Гродненского Государственного университета им. Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2017. Т. 7. № 3. С. 6–16.
4. Кастальский А. Д. Клара Милич: опера в 4-х действиях по Тургеневу. М.: П. Юргенсон, 1908. 211 с.
5. Лазарева К. В. Мифопоэтика «таинственных повестей» И. С. Тургенева: Автореф. дис. … канд. филологических наук. Ульяновск, 2005. 24 с.
6. Маркова Т. Н. Онейрический текст в малой прозе И. С. Тургенева и В. О. Пелевина // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 1. С. 106–114.
7. Созина Е. К. Архетипические основания поэтической мифологии И. С. Тургенева (на материале творчества 1830–1860-х) // Архетипические структуры художественного сознания. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. С. 60–98.
8. Тимофеева М. Г. Иррациональные мотивы в рассказе И. С. Тургенева «Клара Милич» и в новелле П. Мериме «Венера Илльская» // Материалы Всероссийской научной конференции «Интертекстуальность художественного дискусса»: под ред. Е. Е. Завьяловой. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2018. С. 81–83.
9. Топоров В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998. 192 с.
10. Тургенев И. С. Клара Милич (После смерти). СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2019. С. 245–310.
Рецензия
Для цитирования:
Ермакова Д.М., Лобзакова Е.Э. Поэтика сновидений в опере «Клара Милич» А. Кастальского по повести И. Тургенева. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2022;(2):37-45.
For citation:
ERMAKOVA D.M., LOBZAKOVA E.E. POETICS OF DREAMS IN THE OPERA “KLARA MILICH” BY A. KASTALSKY BASED ON THE STORY BY I. TURGENEV. ARTE. 2022;(2):37-45. (In Russ.)