Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Музыкальные фигуры в отечественных славильных сочинениях

Полный текст:

Аннотация

В данной статье выявляются устойчивые музыкальные обороты и формулы, которые бытуют в отечественной славильной музыке, являются частью комплекса музыкально-выразительных средств и, обладая закреплённым образно-содержательным значением, стабильно обнаруживаются в музыке разных авторов. Отечественная славильная музыка представляет собой жанровую сферу, в которую входят вокально-инструментальные произведения разных жанров. На протяжении трёх столетий её существования в ней сложился комплекс музыкальных средств, обнаруживающий преемственность. В статье рассматриваются следующие фигуры, оформившиеся в дореволюционной музыке: «победного торжества», «ликования», «возвеличивания», «фанфара», «провозглашение», а также предпринята попытка классификации устойчивых оборотов и формул, распространившихся в музыке советской. Предложено их условное распределение в четыре группы: мелодические, изобразительные, аффективные и грамматические фигуры.

Об авторе

Н. В. Перепич
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия
Перепич Наталья Владимировна кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции


Список литературы

1. Iгнатенко Є. В. «Високий стиль» хорового концерту кiнця XVII -XVIII ст.: до проблеми музично-поетичноїцiлiсностi: автореф. дис. … канд. мист.: 17.00.03 / Ігнатенко Євгенія Василівна. Київ, 2005. 19 с.

2. Владышевская Т. Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко // Традиции русской музыкальной культуры XVIII века: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 2. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977. С.72–112.

3. Герасимова-Персидская Н.А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. 288 с.

4. Крылова В.Д. Русская кантата «на случай» конца XIX – начала XX века как жанр прославления // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №22 (160): Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 166–169.

5. Власова Е.С. Советское музыкальное искусство сталинского периода: борьба агитационной и художественной концепций: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.02 / Власова Екатерина Сергеевна. М., 2010. 41 с.

6. Раку М.Г. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи / М.Г. Раку; Государственный ин-т искусствознания. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 717 с.

7. Набок И.Л. Идеологическая функция музыки. Л.: Музыка, 1975. 76 с.

8. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. 2-е изд., стер. СПб.: Лань, 2010. 366 с.

9. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / В.Н. Холопова; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. СПб.: Лань, 1999. 489 с.

10. Найко Н.М. Музыкально-риторические фигуры «обновленной России» в вокальносимфонических произведениях Д. Шостаковича // Познавший тайну звука: статьи о музыке и музыкантах / Н.М. Найко, Министерство культуры Российской Федерации, Красноярская государственная академия музыки и театра; сост. и вступ. ст. Н.А. Еловская. Красноярск: ФГБОУ ВПО КГАМиТ, 2012 (Тип. «ЛИТЕРА-принт»). С. 131–150.


Для цитирования:


Перепич Н.В. Музыкальные фигуры в отечественных славильных сочинениях. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2021;(1):13-23.

For citation:


Perepich N.V. Musical figures in the Russian glorifying compositions. ARTE. 2021;(1):13-23. (In Russ.)

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)