Сергей Прокофьев. Девятая соната для фортепиано. К проблеме стиля и интерпретации
Аннотация
В статье рассматриваются содержательные и стилевые особенности последней сонаты Сергея Прокофьева в контексте эволюции его сонатного творчества. Девятая соната, появившаяся после знаменитой и грандиозной «Триады», по своему содержанию, по стилю письма и по конструктивным решениям – сочинение особенное, в котором зрелый и маститый композитор неожиданно совершил поворот в сторону камерного письма, характерного для лирики раннего периода творчества. Исполнение данного произведения сопряжено с рядом только ей присущих сложностей. Автор статьи предлагает исполнителям сонаты в своей интерпретации опираться на объективные данные: прежде всего, на нотный текст и конкретные авторские указания в нем. Отсутствие в сонате драматической конфликтности образов, преобладание «эпизодов статики», над «моментами действия» и особенности строения ее формы требуют особой точности темпо-ритмических и динамических соотношений всех элементов конструкции сонаты, что является необходимым условием достижения цельности исполнительской формы сочинения. Камерному стилю композиторского письма данного сочинения должен соответствовать и стиль исполнения. Ограничение во внешних проявлениях и, прежде всего, «умеренность» во всем используемом автором комплексе средств музыкальной выразительности обязывает исполнителя сонаты компенсировать эту сдержанность внутренней энергетикой интонирования, тщательной проработкой и детализацией музыкального материала в плане артикуляции, колористики, педализации, технического качества исполнения. Кроме обозначения общих подходов к решению непростых исполнительских задач в статье даны некоторые практические рекомендации исполнителям.
Об авторе
А. А. МазинаРоссия
Мазина Ангелина Александровна, профессор кафедры специального фортепиано
Список литературы
1. Григорян Л. Е. Фортепианные сонаты Прокофьева. Интерпретация стиля и стиль интерпретации // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века: по материалам научно-практической конференции / [ред.-сост. А. М. Меркулов]. Москва: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. С. 160–188.
2. Глебов И. Прокофьев-исполнитель // С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания / [Сост., ред., примеч. и вступ. статьи С. И. Шлифштейна]. 2-е изд., доп. Москва: Музгиз, 1961. С. 325–330.
3. Прокофьев о Прокофьеве: Статьи, интервью / Ред.-сост. В. П/ Варунц. М.: Советский. Композитор, 1991. 285с.
4. Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка / Д. Б.Кабалевский (отв. ред.) [и др.]; Вступ. статья Д. Б. Кабалевского; Сост. и подгот. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; Коммент. В. А. Киселевой. Москва: Сов. композитор, 1977. 597 с.
5. Кремлев Ю. Эстетические взгляды Прокофьева: по материалам высказываний. М.-Л.: Музыка, 1966. 156 с.
6. Денисов Э. В. Сонатная форма в творчестве Прокофьева // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор,1986. C. 31–46.
7. Дельсон В. Ю. Проблемы исполнения фортепианных произведений Скрябина и Прокофьева // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. М., 1962. С. 65–123.
8. Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. Москва: Сов. композитор, 1973. 285 с.
9. Нейгауз Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. [Вступ. ст. и коммент. Я. И. Мильштейна]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сов. композитор, 1983. 526 с.
10. Фейнберг С. Я. Пианизм как искусство. 3-е издание, стереотипное. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета Музыки»., 2017. 560 с.
11. Гаккель Л. Сергей Прокофьев // Л. Гаккель. Фортепианное искусство XX века. Л.-М.: Сов. композитор, 1976. С. 193–231.
Рецензия
Для цитирования:
Мазина А.А. Сергей Прокофьев. Девятая соната для фортепиано. К проблеме стиля и интерпретации. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2020;(4):18-23.
For citation:
Mazina A.A. Sergei Prokofiev. Ninth Sonata for piano. On the problem of style and interpretation. ARTE. 2020;(4):18-23. (In Russ.)