Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Сергей Прокофьев. Девятая соната для фортепиано. К проблеме стиля и интерпретации

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются содержательные и стилевые особенности последней сонаты Сергея Прокофьева в контексте эволюции его сонатного творчества. Девятая соната, появившаяся после знаменитой и грандиозной «Триады», по своему содержанию, по стилю письма и по конструктивным решениям – сочинение особенное, в котором зрелый и маститый композитор неожиданно совершил поворот в сторону камерного письма, характерного для лирики раннего периода творчества. Исполнение данного произведения сопряжено с рядом только ей присущих сложностей. Автор статьи предлагает исполнителям сонаты в своей интерпретации опираться на объективные данные: прежде всего, на нотный текст и конкретные авторские указания в нем. Отсутствие в сонате драматической конфликтности образов, преобладание «эпизодов статики», над «моментами действия» и особенности строения ее формы требуют особой точности темпо-ритмических и динамических соотношений всех элементов конструкции сонаты, что является необходимым условием достижения цельности исполнительской формы сочинения. Камерному стилю композиторского письма данного сочинения должен соответствовать и стиль исполнения. Ограничение во внешних проявлениях и, прежде всего, «умеренность» во всем используемом автором комплексе средств музыкальной выразительности обязывает исполнителя сонаты компенсировать эту сдержанность внутренней энергетикой интонирования, тщательной проработкой и детализацией музыкального материала в плане артикуляции, колористики, педализации, технического качества исполнения. Кроме обозначения общих подходов к решению непростых исполнительских задач в статье даны некоторые практические рекомендации исполнителям.

Об авторе

А. А. Мазина
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Мазина Ангелина Александровна, профессор кафедры специального фортепиано



Список литературы

1. Григорян Л. Е. Фортепианные сонаты Прокофьева. Интерпретация стиля и стиль интерпретации // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века: по материалам научно-практической конференции / [ред.-сост. А. М. Меркулов]. Москва: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. С. 160–188.

2. Глебов И. Прокофьев-исполнитель // С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания / [Сост., ред., примеч. и вступ. статьи С. И. Шлифштейна]. 2-е изд., доп. Москва: Музгиз, 1961. С. 325–330.

3. Прокофьев о Прокофьеве: Статьи, интервью / Ред.-сост. В. П/ Варунц. М.: Советский. Композитор, 1991. 285с.

4. Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка / Д. Б.Кабалевский (отв. ред.) [и др.]; Вступ. статья Д. Б. Кабалевского; Сост. и подгот. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; Коммент. В. А. Киселевой. Москва: Сов. композитор, 1977. 597 с.

5. Кремлев Ю. Эстетические взгляды Прокофьева: по материалам высказываний. М.-Л.: Музыка, 1966. 156 с.

6. Денисов Э. В. Сонатная форма в творчестве Прокофьева // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор,1986. C. 31–46.

7. Дельсон В. Ю. Проблемы исполнения фортепианных произведений Скрябина и Прокофьева // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. М., 1962. С. 65–123.

8. Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. Москва: Сов. композитор, 1973. 285 с.

9. Нейгауз Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. [Вступ. ст. и коммент. Я. И. Мильштейна]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сов. композитор, 1983. 526 с.

10. Фейнберг С. Я. Пианизм как искусство. 3-е издание, стереотипное. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета Музыки»., 2017. 560 с.

11. Гаккель Л. Сергей Прокофьев // Л. Гаккель. Фортепианное искусство XX века. Л.-М.: Сов. композитор, 1976. С. 193–231.


Для цитирования:


Мазина А.А. Сергей Прокофьев. Девятая соната для фортепиано. К проблеме стиля и интерпретации. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2020;(4):18-23.

For citation:


Mazina A.A. Sergei Prokofiev. Ninth Sonata for piano. On the problem of style and interpretation. ARTE. 2020;(4):18-23. (In Russ.)

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)