Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Китайская каллиграфия и авангардные техники композиции в сочинениях Лян Лэя

Аннотация

Статья посвящена творчеству современного китайско-американского композитора Лян Лэя. В своих сочинениях он обратился к многовековым традициям китайской культуры, в первую очередь, к визуальным искусствам каллиграфии и живописи. На примере его инструментальных опусов «Слуховые гипотезы» (“Aural Hypothesis”, 2010) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и вибрафона, Концерта для арфы и камерного оркестра (2008) рассмотрен процесс преломления характерных черт китайской каллиграфии и живописи гохуа в музыкальной ткани. Он реализуется на уровне национальных иероглифических стилей письма (шоуцзинь, куанцао), в работе с пустым пространством белого листа фэйбай, техниками нанесения туши на бумагу, использовании различных типов консистенции чернил. В процессе компаративного анализа было установлено, что для художественно убедительного воплощения особенностей каллиграфии и живописи Лян Лэй обратился к широкому кругу авангардных методов композиции – микрополифонической и пуантилистической фактуре, ограниченной алеаторике, репетитивной технике, сонористике, приёмам расширенного фортепиано и жанровым элементам инструментального театра. Таким образом, автор соединил древние традиции каллиграфического искусства Китая с современными западными техниками композиции.

Об авторе

Чун Дин
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки
Россия

Дин Чун, аспирант кафедры истории музыки

603000, Нижний Новгород



Список литературы

1. Белозерова В.Г. Анатомия традиционной китайской живописи // Общество и государство в Китае. 2015. № 2. Т. 45. С. 342–370.

2. Белых С.Г. «Струнное фортепиано» Генри Коуэлла в контексте звуковых открытий XX века: теория и исполнительская практика // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2024. № 3. С. 16–26.

3. Будаева Т.Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй (Пекинская опера): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2011. 28 с.

4. Ван Вэй. Основные течения в живописи гохуа ХХ в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота. 2012. № 3 (17): в 2-х ч. Ч. II. C. 38–41.

5. Ван Чжан. Отражение монгольской музыкальной культуры в музыке Лян Лэя для струнных квартетов // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2024. № 4. С. 60–75. DOI: 10.7256/2453613X.2024.4.71132 EDN: UAWAYE URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=71132 (дата обращения: 22.05.2025)

6. Дин Чун. Искусство китайской каллиграфии в пьесе Лян Лэя «Мазок кисти» // Музыкальное образование и наука. 2024. № 1 (20). С. 15–19.

7. Чэнь Шуюнь. Американский композитор Лян Лэй: биография и концепция творчества // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. № 2. С. 48–54. DOI: 10.7256/2453-613X.2019.2.29262 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29262 (дата обращения: 22.05.2025)

8. Liang Lei. Aural Hypothesis for flute, clarinet, violin, cello, piano and vibraphone. Score. Author’s notes. New York: Schott Music Corporation, 2010. 38 р.

9. Liang Lei. Harp Concerto for Harp and Chamber Orchestra. Full Score. Author’s notes. New-York: Schott Music Corporation, 2008. 73 р.

10. Zhou Hanqing. Lei Liang’s compositional philosophy and My Windows. Doctor of Musical Arts. University of Houston, 2017. 37 р.

11. 高莲莲. 文人传统与跨文化的音乐创作 – 旅美作曲家梁雷 的创作手法 //当代音乐 2020 年第 2 期. 101–103. (Гао Ляньлянь. Литературные традиции и музыкальное творчество. Приёмы Лян Лэя – композитора, живущего в США // Современная музыка. 2020. № 2. С. 101–103).

12. 班丽霞. 梁磊剧作《笔触》声音写作的创作手法及艺术特 色//中国音乐. 2016. 第3期. 页142–160. (Пан Лися. Творческие приёмы и художественные особенности звукового письма пьесы «Мазок кисти» Лян Лэя // Китайская музыка. 2016. № 3. С. 142–160. DOI: 10.13812/j.cnki.cn11-1379/j.2016.03.020).


Рецензия

Для цитирования:


Дин Ч. Китайская каллиграфия и авангардные техники композиции в сочинениях Лян Лэя. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(3):78-90.

For citation:


Ding Ch. Chinese calligraphy and avant-garde composition techniques in the works of Liang Lei. ARTE. 2025;(3):78-90. (In Russ.)

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)