Китайская каллиграфия и авангардные техники композиции в сочинениях Лян Лэя
Аннотация
Статья посвящена творчеству современного китайско-американского композитора Лян Лэя. В своих сочинениях он обратился к многовековым традициям китайской культуры, в первую очередь, к визуальным искусствам каллиграфии и живописи. На примере его инструментальных опусов «Слуховые гипотезы» (“Aural Hypothesis”, 2010) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и вибрафона, Концерта для арфы и камерного оркестра (2008) рассмотрен процесс преломления характерных черт китайской каллиграфии и живописи гохуа в музыкальной ткани. Он реализуется на уровне национальных иероглифических стилей письма (шоуцзинь, куанцао), в работе с пустым пространством белого листа фэйбай, техниками нанесения туши на бумагу, использовании различных типов консистенции чернил. В процессе компаративного анализа было установлено, что для художественно убедительного воплощения особенностей каллиграфии и живописи Лян Лэй обратился к широкому кругу авангардных методов композиции – микрополифонической и пуантилистической фактуре, ограниченной алеаторике, репетитивной технике, сонористике, приёмам расширенного фортепиано и жанровым элементам инструментального театра. Таким образом, автор соединил древние традиции каллиграфического искусства Китая с современными западными техниками композиции.
Об авторе
Чун ДинРоссия
Дин Чун, аспирант кафедры истории музыки
603000, Нижний Новгород
Список литературы
1. Белозерова В.Г. Анатомия традиционной китайской живописи // Общество и государство в Китае. 2015. № 2. Т. 45. С. 342–370.
2. Белых С.Г. «Струнное фортепиано» Генри Коуэлла в контексте звуковых открытий XX века: теория и исполнительская практика // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2024. № 3. С. 16–26.
3. Будаева Т.Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй (Пекинская опера): Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2011. 28 с.
4. Ван Вэй. Основные течения в живописи гохуа ХХ в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота. 2012. № 3 (17): в 2-х ч. Ч. II. C. 38–41.
5. Ван Чжан. Отражение монгольской музыкальной культуры в музыке Лян Лэя для струнных квартетов // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2024. № 4. С. 60–75. DOI: 10.7256/2453613X.2024.4.71132 EDN: UAWAYE URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=71132 (дата обращения: 22.05.2025)
6. Дин Чун. Искусство китайской каллиграфии в пьесе Лян Лэя «Мазок кисти» // Музыкальное образование и наука. 2024. № 1 (20). С. 15–19.
7. Чэнь Шуюнь. Американский композитор Лян Лэй: биография и концепция творчества // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2019. № 2. С. 48–54. DOI: 10.7256/2453-613X.2019.2.29262 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29262 (дата обращения: 22.05.2025)
8. Liang Lei. Aural Hypothesis for flute, clarinet, violin, cello, piano and vibraphone. Score. Author’s notes. New York: Schott Music Corporation, 2010. 38 р.
9. Liang Lei. Harp Concerto for Harp and Chamber Orchestra. Full Score. Author’s notes. New-York: Schott Music Corporation, 2008. 73 р.
10. Zhou Hanqing. Lei Liang’s compositional philosophy and My Windows. Doctor of Musical Arts. University of Houston, 2017. 37 р.
11. 高莲莲. 文人传统与跨文化的音乐创作 – 旅美作曲家梁雷 的创作手法 //当代音乐 2020 年第 2 期. 101–103. (Гао Ляньлянь. Литературные традиции и музыкальное творчество. Приёмы Лян Лэя – композитора, живущего в США // Современная музыка. 2020. № 2. С. 101–103).
12. 班丽霞. 梁磊剧作《笔触》声音写作的创作手法及艺术特 色//中国音乐. 2016. 第3期. 页142–160. (Пан Лися. Творческие приёмы и художественные особенности звукового письма пьесы «Мазок кисти» Лян Лэя // Китайская музыка. 2016. № 3. С. 142–160. DOI: 10.13812/j.cnki.cn11-1379/j.2016.03.020).
Рецензия
Для цитирования:
Дин Ч. Китайская каллиграфия и авангардные техники композиции в сочинениях Лян Лэя. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(3):78-90.
For citation:
Ding Ch. Chinese calligraphy and avant-garde composition techniques in the works of Liang Lei. ARTE. 2025;(3):78-90. (In Russ.)


