Формирование академической музыкальной культуры в республиках Алтай, Тыва, Хакасия: опыт культурологического моделирования
Аннотация
Метод моделирования, широко применяемый в культурологических исследованиях, позволяет представить полную картину анализируемого объекта и происходящих в нем явлений и процессов. В данной статье предлагается структурно-динамическая модель формирования академической музыкальной культуры в республиках Алтай, Тыва, Хакасия, которая способна отразить динамику её развития и конструктивные особенности в каждом отдельном историческом периоде. Такой подход создаёт возможности для комплексного анализа культуры как системной целостности, и, в то же время, как детерминированного открытого процесса, прослеживаемого в исторической динамике. Научная новизна исследования заключается в попытке выстроить общую для трёх южносибирских республик модель профессиональной музыкальной культуры академического типа в единстве её темпоральных и структурных характеристик. В опоре на предложенную теоретическую модель можно решать такие исследовательские задачи, как выявление синхронности и ассинхронности процессов развития академической музыкальной культуры в разных регионах, установление сходства и региональных особенностей музыкальной культуры Алтая, Тывы и Хакасии. При построении структурно-динамической модели музыкальной культуры автор ориентировался на методологию системного подхода и концепцию диалога культур. Это позволяет рассмотреть анализируемый объект во всей его полноте и целостности, изучить состояния музыкальной культуры в аспектах взаимодействия традиционной и академической культур, в историко-культурном и общественно-политическом контекстах.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. А. КалининаРоссия
Калинина Юлия Александровна, аспирант, директор Хакасского колледжа искусств
655017, Абакан
Список литературы
1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
2. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. 176 с.
3. Бойко В. П. Купечество Западной Сибири в конце ХѴІІІ–ХІХ в. Очерки социальной, отраслевой и ментальной истории. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. 308 с.
4. Зуев И.Н., Романова Е. Г., Мусухранов И. Л., Молявко Г. П. Актуализация базовых мифологический представлений алтайцев в музыкальной составляющей неошаманского обряда (на материале исследований культовой практики неошаманизма Горного Алтая) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 51. С. 154–165.
5. Карелина Е. К. Музыкальное искусство тюрков Южной Сибири в условиях современной культуры // Музыка. Искусство, наука, практика. 2017. № 4 (20). C. 48–53.
6. Карелина Е. К. Музыкальная культура Республики Тыва // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/tyva-muzykalnaia-kultura-78d677/?v=9887542 (дата обращения: 12.05.2025)
7. Карелина Е. К. Страницы истории тувинского этномузыкознания // Вестник музыкальной науки. 2016. № 2 (12). C. 10–17.
8. Кондратова Н.Н., Крупин Д. Н. История музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой). Абакан: Изд-во ХРИПК и ПРО «Роса», 2000. 108 с.
9. Костина А. В. Концепция культуры А. Я. Флиера и её роль в становлении отечественной культурологии // Культура культуры. 2024. № 3. URL: http://www.cult-cult.ru/flier-s-conceptofculture-and-its-role-in-the-development-of-russian-culturals/?ysclid=m5oax91ufb704249510 (дата обращения: 04.08.2024)
10. Леончик С. В. Ссыльные участники польского восстания 1863–1864 годов на Абаканском железоделательном заводе // Материалы «Краеведческих чтений» Хакасского национального музея 2004–2005 годов. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2007. С. 31–33
11. Патачаков К. М. Декабристы в Минусинской ссылке (к 150‑летию восстания декабристов). Машинопись с авторскими правками // ГУК РХ «Национальный архив» Фонд № Р–966. Опись № 1. Дело № 14.
12. Пыльнева Л. Л. Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии. Дис. … докт. искусствоведения. Новосибирск, 2013. 665 с.
13. Сапонов М. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982. 77 с.
14. Тувинская музыкальная литература: учебник / Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, коллектив авт.; под ред. Е. К. Карелиной. Кызыл, ООО «ИПП «ЖУРНАЛИСТ», 2022. 284 с.
15. Холопова В. Н. Российская академическая музыка последней трети ХХ – начала ХХI веков (жанры и стили). М.: Московская консерватория, 2015. 226 с.
16. Чёрная М. П. Этнокультурное взаимодействие в эпоху колонизации Сибири: от археологического контекста к исторической интерпретации // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 49. С. 71–77.
17. Шейкин, Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит., 2002. 716 с.
18. Шулбаев О. Н. Политическая ссылка в Минусинском округе (1825–1895 гг.) Дисс. … канд. истор. наук. Абакан, 2000. 183 с.
Рецензия
Для цитирования:
Калинина Ю.А. Формирование академической музыкальной культуры в республиках Алтай, Тыва, Хакасия: опыт культурологического моделирования. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(2):74-85.
For citation:
Kalinina Y.A. Formation of academic musical culture in the Republics of Altai, Tyva, Khakassia: experience of cultural modeling. ARTE. 2025;(2):74-85. (In Russ.)