Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Формирование академической музыкальной культуры в республиках Алтай, Тыва, Хакасия: опыт культурологического моделирования

Аннотация

Метод моделирования, широко применяемый в культурологических исследованиях, позволяет представить полную картину анализируемого объекта и происходящих в нем явлений и процессов. В данной статье предлагается структурно-динамическая модель формирования академической музыкальной культуры в республиках Алтай, Тыва, Хакасия, которая способна отразить динамику её развития и конструктивные особенности в каждом отдельном историческом периоде. Такой подход создаёт возможности для комплексного анализа культуры как системной целостности, и, в то же время, как детерминированного открытого процесса, прослеживаемого в исторической динамике. Научная новизна исследования заключается в попытке выстроить общую для трёх южносибирских республик модель профессиональной музыкальной культуры академического типа в единстве её темпоральных и структурных характеристик. В опоре на предложенную теоретическую модель можно решать такие исследовательские задачи, как выявление синхронности и ассинхронности процессов развития академической музыкальной культуры в разных регионах, установление сходства и региональных особенностей музыкальной культуры Алтая, Тывы и Хакасии. При построении структурно-динамической модели музыкальной культуры автор ориентировался на методологию системного подхода и концепцию диалога культур. Это позволяет рассмотреть анализируемый объект во всей его полноте и целостности, изучить состояния музыкальной культуры в аспектах взаимодействия традиционной и академической культур, в историко-культурном и общественно-политическом контекстах.

Об авторе

Ю. А. Калинина
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия

Калинина Юлия Александровна, аспирант, директор Хакасского колледжа искусств

655017, Абакан



Список литературы

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

2. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. 176 с.

3. Бойко В. П. Купечество Западной Сибири в конце ХѴІІІ–ХІХ в. Очерки социальной, отраслевой и ментальной истории. Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. 308 с.

4. Зуев И.Н., Романова Е. Г., Мусухранов И. Л., Молявко Г. П. Актуализация базовых мифологический представлений алтайцев в музыкальной составляющей неошаманского обряда (на материале исследований культовой практики неошаманизма Горного Алтая) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 51. С. 154–165.

5. Карелина Е. К. Музыкальное искусство тюрков Южной Сибири в условиях современной культуры // Музыка. Искусство, наука, практика. 2017. № 4 (20). C. 48–53.

6. Карелина Е. К. Музыкальная культура Республики Тыва // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/tyva-muzykalnaia-kultura-78d677/?v=9887542 (дата обращения: 12.05.2025)

7. Карелина Е. К. Страницы истории тувинского этномузыкознания // Вестник музыкальной науки. 2016. № 2 (12). C. 10–17.

8. Кондратова Н.Н., Крупин Д. Н. История музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой). Абакан: Изд-во ХРИПК и ПРО «Роса», 2000. 108 с.

9. Костина А. В. Концепция культуры А. Я. Флиера и её роль в становлении отечественной культурологии // Культура культуры. 2024. № 3. URL: http://www.cult-cult.ru/flier-s-conceptofculture-and-its-role-in-the-development-of-russian-culturals/?ysclid=m5oax91ufb704249510 (дата обращения: 04.08.2024)

10. Леончик С. В. Ссыльные участники польского восстания 1863–1864 годов на Абаканском железоделательном заводе // Материалы «Краеведческих чтений» Хакасского национального музея 2004–2005 годов. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2007. С. 31–33

11. Патачаков К. М. Декабристы в Минусинской ссылке (к 150‑летию восстания декабристов). Машинопись с авторскими правками // ГУК РХ «Национальный архив» Фонд № Р–966. Опись № 1. Дело № 14.

12. Пыльнева Л. Л. Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии. Дис. … докт. искусствоведения. Новосибирск, 2013. 665 с.

13. Сапонов М. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982. 77 с.

14. Тувинская музыкальная литература: учебник / Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола, коллектив авт.; под ред. Е. К. Карелиной. Кызыл, ООО «ИПП «ЖУРНАЛИСТ», 2022. 284 с.

15. Холопова В. Н. Российская академическая музыка последней трети ХХ – начала ХХI веков (жанры и стили). М.: Московская консерватория, 2015. 226 с.

16. Чёрная М. П. Этнокультурное взаимодействие в эпоху колонизации Сибири: от археологического контекста к исторической интерпретации // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 49. С. 71–77.

17. Шейкин, Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. М.: Вост. лит., 2002. 716 с.

18. Шулбаев О. Н. Политическая ссылка в Минусинском округе (1825–1895 гг.) Дисс. … канд. истор. наук. Абакан, 2000. 183 с.


Рецензия

Для цитирования:


Калинина Ю.А. Формирование академической музыкальной культуры в республиках Алтай, Тыва, Хакасия: опыт культурологического моделирования. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(2):74-85.

For citation:


Kalinina Y.A. Formation of academic musical culture in the Republics of Altai, Tyva, Khakassia: experience of cultural modeling. ARTE. 2025;(2):74-85. (In Russ.)

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)