Тематические процессы в ранних романсах С.В. Рахманинова
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию тематических процессов в ранних романсах С. В. Рахманинова. Основное внимание уделено трём сочинениям: «У врат обители святой», «Не пой, красавица, при мне» и «Увял цветок», отличающихся тематической концентрированностью, интонационной многоплановостью и внутренней событийностью. Как выяснилось в итоге исследования, оригинальность романса «У врат обители святой» заключается в наличии в фортепианном вступлении обладающих определённой семантикой тематических зёрен, которые прорастают в дальнейшем и в вокальной, и в инструментальной партии, способствуя претворению многомерного образа страдающего Лирического героя. Романс «Не пой, красавица, при мне» рассматривается как драматическая сцена, где взаимодействуют различные образно-интонационные сферы. Миниатюра «Увял цветок», в которой музыкальная ткань организована на основе кратких, интонационно рельефных и семантически самостоятельных мотивов, приближающихся к музыкальным символам, расценивается как художественное открытие молодого автора.
Об авторах
Н. М. НайкоРоссия
Найко Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки и композиции
660049, Красноярск
А. А. Жильцова
Россия
Жильцова Анастасия Андреевна, студентка III курса кафедры теории музыки
660049, Красноярск
Список литературы
1. / Апетян З. А. Предисловие // Полное собрание романсов: сб. / С. В. Рахманинов; предисл. З. А. Апетяна. М.: Госмузгиз, 1963. С. 4–5.
2. / Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М.: Современный писатель, 1995. Т. 3. 300 с.
3. / Берков В. О. Рахманиновская гармония // Советская музыка. 1960. № 8. С. 24–30.
4. / Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Классика-ХХI, 2005. 372 с.
5. / Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Советский композитор, 1976. 646 с.
6. / Глинка М. И. Литературное наследие: в 2 т.; под ред. В. Богданова-Березовского. М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1952–1958. Т. 2: Письма и документы. 1958. 890 с.
7. / Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. 467 с.
8. / Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. 160 с.
9. / Формы вокальной музыки: учебник по анализу: для высш. и сред. музык. учеб. заведений / ред. Н. Ю. Афонина, В. В. Горячих, Н. И. Кузьмина; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2022. 608 с.
10. / Цеплитис Л. К. Анализ речевой интонации. Рига: Зинатне, 1974. 274 с.
Рецензия
Для цитирования:
Найко Н.М., Жильцова А.А. Тематические процессы в ранних романсах С.В. Рахманинова. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(2):5-16.
For citation:
Naiko N.M., Zhiltsova A.A. Thematic processes in Rachmaninov’s early romances. ARTE. 2025;(2):5-16. (In Russ.)