Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Тематические процессы в ранних романсах С.В. Рахманинова

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию тематических процессов в ранних романсах С. В. Рахманинова. Основное внимание уделено трём сочинениям: «У врат обители святой», «Не пой, красавица, при мне» и «Увял цветок», отличающихся тематической концентрированностью, интонационной многоплановостью и внутренней событийностью. Как выяснилось в итоге исследования, оригинальность романса «У врат обители святой» заключается в наличии в фортепианном вступлении обладающих определённой семантикой тематических зёрен, которые прорастают в дальнейшем и в вокальной, и в инструментальной партии, способствуя претворению многомерного образа страдающего Лирического героя. Романс «Не пой, красавица, при мне» рассматривается как драматическая сцена, где взаимодействуют различные образно-интонационные сферы. Миниатюра «Увял цветок», в которой музыкальная ткань организована на основе кратких, интонационно рельефных и семантически самостоятельных мотивов, приближающихся к музыкальным символам, расценивается как художественное открытие молодого автора.

Об авторах

Н. М. Найко
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Найко Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки и композиции

660049, Красноярск



А. А. Жильцова
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Жильцова Анастасия Андреевна, студентка III курса кафедры теории музыки

660049, Красноярск



Список литературы

1. / Апетян З. А. Предисловие // Полное собрание романсов: сб. / С. В. Рахманинов; предисл. З. А. Апетяна. М.: Госмузгиз, 1963. С. 4–5.

2. / Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. М.: Современный писатель, 1995. Т. 3. 300 с.

3. / Берков В. О. Рахманиновская гармония // Советская музыка. 1960. № 8. С. 24–30.

4. / Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Классика-ХХI, 2005. 372 с.

5. / Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. М.: Советский композитор, 1976. 646 с.

6. / Глинка М. И. Литературное наследие: в 2 т.; под ред. В. Богданова-Березовского. М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1952–1958. Т. 2: Письма и документы. 1958. 890 с.

7. / Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. 467 с.

8. / Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. 160 с.

9. / Формы вокальной музыки: учебник по анализу: для высш. и сред. музык. учеб. заведений / ред. Н. Ю. Афонина, В. В. Горячих, Н. И. Кузьмина; СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2022. 608 с.

10. / Цеплитис Л. К. Анализ речевой интонации. Рига: Зинатне, 1974. 274 с.


Рецензия

Для цитирования:


Найко Н.М., Жильцова А.А. Тематические процессы в ранних романсах С.В. Рахманинова. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(2):5-16.

For citation:


Naiko N.M., Zhiltsova A.A. Thematic processes in Rachmaninov’s early romances. ARTE. 2025;(2):5-16. (In Russ.)

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)