«Новая волна 85»: «Юго-Западное арт-сообщество» и его роль в развитии современной китайской живописи
Аннотация
«Юго-Западное арт-сообщество» – одна из результативных групп коллективного идейно-художественного движения «Новая волна 85», сыгравшего важнейшую роль в реформировании живописи Китая в период «пост-культурной революции». В предлагаемой статье освещаются историко-политические, социокультурные факторы, повлиявшие на зарождение и развитие данного движения в изобразительном искусстве КНР 1980-х гг. В центре внимания автора – «Юго-Западное арт-сообщество», которое ещё не получило развёрнутого осмысления в работах российских искусствоведов. Выявляются особенности творческого подхода его ведущих представителей в раскрытии идей, декларируемых «Новой волной 85». Показано, что художники, несмотря на влияние западного искусства (экспрессионизм, сюрреализм и др.), в отличие от других членов «Новой волны 85», не порывали с региональной культурой, интегрируя национальные коды на уровне тем, образов, демонстрируя духовно-эстетические скрепы с традиционной культурой Китая. Результаты данного исследования позволяют осмыслить место и роль «Юго-Западного арт-сообщества» в рамках «Новой волны 85» и развитии современной китайской живописи.
Список литературы
1. Ань Ци. Современный китайский художник в пространстве глобализирующегося мира (на примере творчества Хэ Долина): дис. … канд. искусствоведения: 24.00.01. Санкт-Петербург, 2017. 178 с.
2. Ван Цзитай. Творчество художника Чжан Сяогана в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи // Человек и культура. 2020. № 2. С. 1–12.
3. Лю Тяньцюань. «Я надеюсь, что смогу взять на себя миссию создания нового китайского искусства»: личность и творчество художника Ни Идэ // «ARTE»: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2022. № 4. С. 103–110. URL: https://www.sgiiart.ru/jour/article/view/185 (дата обращения: 01.02.2025)
4. Лю Цзяци Феномен «деревенского реализма» в творчестве художников юго-запада Китая // Искусство Евразии. 2024. № 2 (33). С. 142–161.
5. Лю Ц., Замараева Ю.С. «Искусство смотреть в лицо жизни»: живопись Гао Сяохуа в социокультурном контексте эпохи // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2024. № 2. С. 125–137. URL: https://www.sgiiart.ru/jour/article/view/287/253 (дата обращения: 01.02.2025)
6. Ляо Дума. Переориентация современного китайского изобразительного искусства после движения «Новая Волна 85» // Искусство и диалог культур: сборник научных трудов XII Международной межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. СПб.: изд-во «Книжный дом», 2018. С. 76–81.
7. Михалева Е.Ю. Проблема истока: Хайдеггер и ситуация постомодерна // Философская Самара: сайт. 18 февраля. 2008. URL: https://www.phil63.ru/problema-istoka-khaidegger-i-situatsiya-postomoderna (дата обращения: 01.02.2025)
8. Неглинская М.А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения // Общество и государство в Китае. 2010. № 1. С. 403–415.
9. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1997. 384 с.
10. Сертакова Е.А., Хуснуллина Р.Е. Проблема национальной идентичности в современном китайском кинематографе (материковый Китай, Гонконг, Тайвань) // «ARTE»: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2022. № 1. С. 95–102. URL: https://www.sgiiart.ru/jour/article/view/144?locale=ru_RU (дата обращения: 01.02.2025)
11. Тан И. Эффект новых концепций в искусстве настенной живописи // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2022. № 4–1. С. 308–313.
12. Усенко Л.В. Анализ концепции интуитивизма в философии А.Бергсона, Н.О. Лосского, Д.Б. Болдырева // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6. С. 46–53.
13. Шаклеина Ю.А., Суворова А.А. Современная живопись Китая: реминисценции к модернизму (на примере творчества Чжана Сяогана) // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. Материалы XIX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвящённой 100-летию Пермского университета. 2016. С. 260–266.
14. 王光义 «新浪潮85»是中国文化//南方艺术:网站 的意识形态启蒙 (Ван Гуанъи. «Новая волна 85» – это идеологическое просветление китайской культуры // Искусство Юга: сайт. 2008. URL: https://www.zgnfys.com/m/index.html) (дата обращения: 01.02.2025)
15. 率先吹响85美术新潮号角的人新浪收藏 > 当代 艺术 > 正文 (Ван Хуэй. Человек, который возглавил призыв к «Новой волне 85» // Современное искусство: сайт. 01.10.2013. URL: http://collection.sina.com.cn/ddys/20130110/170799380.shtml?from=wap) (дата обращения: 01.02.2025)
16. 高名潞 现代意识与’85美术运动 艺术档案 > 大史 记 > 艺术思潮 > 国内 (Гао Минлу, Чжу Ци.Современное сознание и художественное движение 85-го года // Архивы произведений искусства: сайт. 2009.22.02. URL: http://121.42.13.254/yishusichao-c-1330.html) (дата обращения: 01.02.2025)
17. 高明禄。85年青年艺术浪潮。北京:文学研 究。1986.第4号。第33–41页 (Гао Минлу. Волна молодежного искусства 85-го года // Пекин: Литературные исследования. 1986. № 4. С. 33–41).
18. 高明禄。中国前卫艺术。南京:江苏美术出版 社,1997年。87页 (Гао Минлу. Искусство китайского авангарда. Нанкин: Издательство изящных искусств Цзянсу, 1997. 87 с.).
19. 高明禄。新浪潮85艺术运动历史资料集。桂林: 广州师范大学出版社,2008年。第633页 (Гао Минлу. Сборник исторических материалов по художественному движению «Новая волна 85». Гуйлинь: Издательство Гуансийского нормального университета, 2008. 633 с.)
20. 高名潞 责编 人类艺术史的嬗变 当代书画 (Гао Минлу. Эволюция истории человеческого искусства // Живопись и каллиграфия Китая: сайт. 1997. URL: http://www.chinashj.com/plus/view.php?aid=14145&page=1) (дата обращения: 01.02.2025)
21. 裴刚 毛旭辉 艺术是永恒的 总有些问题绕不开 毛 旭辉官方网站 (Пэй Дан. Искусство Мао Сюйхуэя вечно // Мао Сюхуэй: официальный сайт. 15.07.2021. URL: https://maoxuhui.artron.net/news_detail_1098390) (дата обращения: 01.02.2025)
22. 郝科 与毛旭辉相关的记忆 毛旭辉官方网站 (Ху Кэ.Чжан Сяоган: Воспоминания, связанные с Мао Сюхуэй: интервью с художником // Мао Сюхуэй: официальный сайт. 23.06.2021. URL: https://maoxuhui.artron.net/news_detail_1098085) (дата обращения: 01.02.2025)
23. 崔付利 焦虑的心境从未消除——艺术家潘德海访 谈 中国专业当代艺术资讯平台 (Цюй Фуйли. Интервью с художником Пан Дэхаем // Art Network. 02.12.2009. URL: http://www.99ys.com/home/2009/12/17/15/83461.html) (дата обращения: 01.02.2025)
24. 盛伟。从后殖民理论的角度来看,中国当代艺 术。北京:文化艺术出版社,2020年。307页(Шэн Вэй. Китайское современное искусство в перспективе постколониальной теории. Пекин: Культура и искусство Пресс, 2020. 307 с.)
Рецензия
Для цитирования:
Цзяци Л. «Новая волна 85»: «Юго-Западное арт-сообщество» и его роль в развитии современной китайской живописи. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):104-117.
For citation:
Jiaqi L. “New wave 85”: “South-west art community” and its role in the development of modern Chinese painting. ARTE. 2025;(1):104-117. (In Russ.)