Сакральная поэтика в контексте музыкального постминимализма (на примере сочинений Джона Тавенера и Хенрика Гурецкого)
Аннотация
С середины 1970-х годов в творчестве ряда европейских композиторов наметилась тенденция к более широкому смысловому наполнению приёмов и принципов, сложившихся в американском классическом минимализме. В частности, минималистская композиционная эстетика получила претворение в музыке религиозного содержания. Создание современных духовных сочинений зачастую связано с освоением и трансформацией в новом художественно-эстетическом пространстве лексических и структурных моделей культовых вокальных жанров Средневековья и Возрождения, что даёт основание говорить о сакральной поэтике, сложившейся в рамках музыкального постминимализма. В предлагаемой статье в этом ракурсе исследуются религиозные хоровые произведения крупнейших представителей европейского постминимализма Джона Тавенера и Хенрика Гурецкого, которые в поисках сакральных смыслов и новой простоты музыкального интонирования обращаются к традиции богослужебного пения христианского Средневековья. Композиторов объединяет обращение к архаической интонационной лексике и опора на репетитивно-остинатный принцип развития тематического материала в сочетании с вариантностью. Однако разные жанрово-стилевые ориентиры – православное строчное пение у Дж.Тавенера и григорианская полифония у Х.Гурецкого, а также использование различных приёмов преобразования исходных структурных элементов и способов организации целого выявляют индивидуальные авторские методы реализации минималистической композиции.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. БассРоссия
Басс Валентина Всеволодовна, доцент кафедры теории музыки и композиции
660049, Красноярск
Список литературы
1. Вискова И.В. Духовные аспекты в творчестве современных польских композиторов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 151–157.
2. Гвидо Аретинский. Микролог / перевод, комментарий и вступительная статья С.Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. 2023. Т. 14. Вып. 2. С. 216–283.
3. Грачёв В.Н. Религиозная музыка А.Пярта и В.Мартынова: традиция, стиль: автореферат дис. …доктора искусствоведения: 17.00.02. Саратов, 2013. 50 с.
4. Гуляницкая Н.С. Современное музыкально-сакральное пространство: события, факты, деятели // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 182–194.
5. Дроба К. Между возвышенностью и страданием. О музыке Генрика Миколая Гурецкого // Культурология: Дайджест / РАН. Москва, 2010. № 2 (53). С. 134–139.
6. Заморникова К.Е., Катунян М.И. «Fratres» Арво Пярта – молитва в музыке // Lietuvos muzikologija. 2011. T. 12. C. 111–134.
7. Кром А.Е. Американский музыкальный минимализм: проблемы рецепции и интерпретации // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017. № 6. С. 75–84.
8. Лобзакова Е.Э. Древнерусский распев и современное композиторское творчество: типология сопряжений // Проблемы музыкальной науки. 2020. № 1. С. 7–14.
9. Миклухо Е.О. Джон Тавенер на пути создания музыки в православной богослужебной традиции // Художественная культура. 2019. № 3. том 2 (30) / Электронное периодическое рецензируемое научное издании ГИИ. С. 68–85.
10. Насонов Р.А. Музыка как «феосис» (о религиозной концепции Джона Тавененра) // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 3 (14). С. 72–85.
11. Поспелов П.Г. Минимализм и репетитивная техника // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 74–82.
12. Потапцев А.В. Кондак «Со святыми упокой» Киевского роспева в британской церковной музыке XIX–XXI веков: опыт исследования // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2023. № 4. С. 5–24.
Рецензия
Для цитирования:
Басс В.В. Сакральная поэтика в контексте музыкального постминимализма (на примере сочинений Джона Тавенера и Хенрика Гурецкого). Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):39-50.
For citation:
Bass V.V. Sacred poetics in the context of musical postminimalism (based on the example of the works of John Tavener and Henryk Gorecki). ARTE. 2025;(1):39-50. (In Russ.)