Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Принцип полирефренности в Concerti grossi А. Шнитке

Аннотация

Цель статьи – изучить функции рефренной формы в жанре необарочного оркестрового концерта. В статье впервые в центр внимания ставится проблема полирефренности и её претворения в современном многочастном инструментальном цикле. Методология исследования включает компаративный, системно-структурный методы в опоре на принцип историзма. Обоснование терминологического аппарата базируется на теоретических положениях отечественных музыковедов о рондообразных, ритурнельных, рефренных и полирефренных композициях. Объектом исследования являются Concerti grossi выдающегося композитора последней трети XX века – Альфреда Шнитке (1934–1998). Автор статьи рассматривает многоуровневое претворение принципа рефренной формы: в отдельных частях цикла и на уровне его целостной организации. Дифференцируются жанры, стили рефренов, их интонационно-тематическое содержание, рассматриваются их драматургические и композиционные функции. В результате определяется, что трагедийная концепция сочинений А.Шнитке подчиняет барочные формообразующие принципы полирефренности личностному психологическому аспекту, встраивает их в медитативно-конфликтный тип современной драматургии. В каждом из шести концертов концепция приобретает особый облик. Авторские положения иллюстрируют таблица и схемы.

Об авторе

М. Н. Останина
Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки; Новосибирский музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова
Россия

Останина Мария Николаевна, аспирант; преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

630099, Новосибирск



Список литературы

1. Бакуто С.В. От барокко до XX века: интертекстуальные рецепции в «Посвящениях» Белы Ковача // ARTE: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2024. № 2. С. 50–69.

2. Бедуш Е.А. Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2007. 239 с.

3. Гатовская Е.Е. Некоторые особенности рефренных форм в четырёхголосных концертах Василия Титова // Вестник ПСТГУ. 2018. Вып. 31. С. 83–101.

4. Гейлиг М.Ф. Форма в русской классической опере. М.: Музыка, 1968. 118 с.

5. Катунян М.И. Рефренная форма XVII века. К становлению музыкальных форм эпохи барокко // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 132. М., 1994. С. 70–100.

6. Комарницкая О.В. Русская опера XIX – начала XXI веков. Проблемы жанра, драматургии, композиции: Автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2012. 46 с.

7. Крупина Л.Л. Ритурнельный принцип в эпоху барокко: внеконцертные жанровые преломления // II Волховитиновские чтения. Стиль и жанр в искусстве и традиционной культуре. Современные аспекты исследования. Материалы Второй научно-практ. конф. (10–12 ноября 2008 г.). Воронеж, 2016. С. 120–124.

8. Кюрегян Т.С., Столярова Ю.В. Песни средневековой Европы. М.: Композитор, 2007. 208 с.

9. Лескова Т.В. Черты барокко в симфонических произведениях дальневосточного композитора Александра Новикова // ARTE: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2023. № 4. С. 25–34.

10. Останина М.Н., Гончаренко С.С. Необарочное концертирование в произведениях российских композиторов последней четверти XX века // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2024. № 2. С. 35–48.

11. Паисов Ю.И. Русский фольклор в вокально-хоровом творчестве Стравинского // И.Ф. Стравинский: Статьи. Воспоминания / ред.-сост. Г.С. Алфеевская, И.Я. Вершинина. М., 1985. С. 94–128.

12. Скобликова Н.С. Модификация типизированных форм инструментальной музыки в условиях сценического действия: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1990. 21 с.

13. Сорокина Т.С. Рефренные формы в творчестве Шопена. Лекция по курсу анализа муз. произведений для ист.-теор.-композ. фак. муз. ВУЗов. Новосибирск, 1988. 30 с.

14. Сушлякова А.А. Tango nuevo А.Пьяццоллы: Принципы современного концертирования в сочинениях 1970– 1980-х гг. // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 1. С. 58–69.

15. Холопова В.Н., Чигарёва Е.И. Альфред Шнитке. М.: Советский композитор, 1990. 350 с.

16. Холопова В.Н. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50–80 е годы) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 132. М., 1994. С. 46–68.

17. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. СПб.: Издательство "Лань", 2001. 496 с.

18. Чигарёва Е.И. Художественный мир Альфреда Шнитке. СПб.: Композитор, 2012. 368 с.


Рецензия

Для цитирования:


Останина М.Н. Принцип полирефренности в Concerti grossi А. Шнитке. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2025;(1):5-16.

For citation:


Ostanina M.N. The principle of polyrefrainity in Concerti grossi by A. Schnittke. ARTE. 2025;(1):5-16. (In Russ.)

Просмотров: 189


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)