Провансальские трубадуры: истоки, выразительные особенности поэтического и музыкального языка
Аннотация
Творчество провансальских трубадуров, зародившееся на юге Франции, вместе с их последователями – северофранцузскими труверами и немецкими миннезингерами, охватывает ХI–XIV века. При достаточной изученности данной темы в научной – зарубежной и отечественной – литературе остаются некоторые спорные вопросы, в частности, касающиеся истоков творчества провансальских трубадуров, что вполне объяснимо, так как с течением времени обнаруживаются находки, сокрытые ранее в архивных материалах и других источниках. В частности, это касается первичности основ техники провансальских трубадуров, породивших андалусскую строфическую поэзию. Цель данной статьи предполагает акцент на рассмотрении конструктивных особенностей словотворчества провансальских трубадуров, обусловленное их эстетической основой. В связи с этим задачей является привлечение литературных исследований, исторических источников, помогающих представить деятельность трубадуров в контексте времени. Из анализа немногих дошедших до наших дней фиксированных образцов делаются выводы о закономерностях музыкального языка. В работе также предприняты единичные обращения к произведениям труверов и миннезингеров. Конструктивная изобретательность в творчестве трубадуров оказывается созвучной поэтической и музыкальной технике искусства ХХ века.
Об авторе
Л. В. АлександроваРоссия
Александрова Людмила Викторовна, доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры теории музыки и композиции
630099, Новосибирск
Список литературы
1. Александрова Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект. Новосибирск, 1995. 372 с.
2. Алхамви М. Традиционное профессиональное пение в Сирии: Историко-теоретический анализ и современная художественная практика: дис. … канд. искусствоведения. Новосибирск, 2024. 212 с.
3. Евдокимова Ю. История полифонии: Вып. 1: многоголосие средневековья X–XIV вв. М.: Музыка, 1983. 461 с.
4. Иванов К.А. Трубадуры, труверы, менестрели. СПб.: Петербургский учебный магазин, 1901. 102 с.
5. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1, Ч. 2, М.; Л.: Музгиз, 1941. 599 с.
6. Жизнеописания трубадуров. М.: Наука, 1993. 735 с.
7. Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М.: Наука, 1975. 240 с.
8. Обри П. Трубадуры и труверы пер. с франц. М.: Музгиз, 1932. 72 с.
9. Песни трубадуров сост., предисл. и пер. А.Г. Наймана. М.: Наука, 1975. 735 с.
10. Плахова А.Ю. Мувашшахат: Проблемы лада: автореф. … канд. искусствоведения. Новосибирск, 2000. 24 с.
11. Сапонов М.А. Менестрели: Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. М.: Прест, 1996. 360 с.
12. Тьерсо Ж. История народной песни во Франции пер. с франц. М.: Сов. композитор, 1975. 461 с.
13. Федотов В.А. Начало западноевропейской полифонии (теория и практика раннего многоголосия). Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 1985. 151 с.
14. Шишмарёв В.Ф. Избранные статьи: Французская литература. М.; Л.: Наука, 1965. 486 с.
15. Roncaylia A.I Congrèss international de langue el litèrature du Midi de la France. Actes et mèmores. Avignon, 1958. 445 p.
16. Schering A.Geschichte der Musik in Beispielen. Leipzig, 1931. VIII, 481 p
Рецензия
Для цитирования:
Александрова Л.В. Провансальские трубадуры: истоки, выразительные особенности поэтического и музыкального языка. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(4):5-17.
For citation:
Alexandrova L.V. Provencal troubadours: origins, expressive features of poetic and musical language. ARTE. 2024;(4):5-17. (In Russ.)