Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Взаимосвязь процесса познания и художественного творчества (на примере живописных произведений сибирских художников)

Аннотация

В представленной работе рассматривается художественное творчество в контексте его понимания как сущностной характеристики человека и его бытия в целом. В статье осуществляется попытка выяснить, каким образом в самой природе и сути человека укоренено творческое отношение к действительности. Высказывается предположение, что искусство является одной из форм знания, а процесс художественного творчества выступает когнитивной деятельностью. На примере творчества сибирских живописцев К. С. Вой нова, М. С. Омбыш-Кузнецова и Г. П. Кичигина раскрывается взаимосвязь человека и окружающего мира сквозь призму искусства. Доказывается, что художественное творчество является их способом познания действительности. В результате работы с источниковой базой и представленными к анализу работами красноярских мастеров делается вывод о том, что искусство наравне с наукой задаёт ориентиры для процессов, происходящих на различных уровнях человеческого бытия. Обосновывается, что на всех этапах развития науки искусство способствовало внедрению полученных знаний в действительную жизнь, а наука в свою очередь использовала искусство как средство образного познания окружающей действительности.

Об авторах

Т. Ю. Серикова
Сибирский Федеральный университет; Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Серикова Татьяна Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна института архитектуры и дизайна; доцент кафедры живописи

660041, Красноярск

660049, Красноярск



И. А. Милованов
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Милованов Иван Арсеньевич, преподаватель кафедры живописи

660049, Красноярск



Н. А. Стрижнева
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
Россия

Стрижнева Надежда Алексеевна, член Союза художников России, доцент кафедры народной художественной культуры

660049, Красноярск



Список литературы

1. Бердяев Н. А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские социальные и литературные (1900–1906 гг.). М.: Канон+: Реабилитация, 2002. 655 с.

2. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: Юрайт, 2024. 201 с.

3. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Юрайт, 2024. 282 с.

4. Государственный областной художественный музей «Либеров-центр» Выставка «Жизнь на краю света». 18–30 октября 2018 года https://omsk.bezformata.com/listnews/vistavka-zhizn-na-krayu-sveta/70212582/ (дата обращения: 15.05.2024).

5. Деменев Д. Н. Искусство как форма знания // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тезисы докладов 81-й международной научно-технической конференции Магнитогорск 17–21 апреля 2023 года. Том 2. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова 2023. С. 140.

6. Деменев Д.Н., Ковалькова А. В., Крылов Д. Н. Об интегративном характере искусства в контексте традиций и инноваций // Актуальные проблемы современной науки техники и образования: Тезисы докладов 81-й международной научно-технической конференции Магнитогорск 17–21 апреля 2023 года. Том 2. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2023. С. 138.

7. Жуковский В. И. Идеалофундированная система культуры: принцип строения диалектического самодвижения и саморазвития / В. И. Жуковский М. В. Тарасова // Философия и культура. 2011. № 6. С. 65–72.

8. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. М.: URSS: Ленанд, 2017. 194 с.

9. Качай И. С. Онтологическое гносеологическое и антропологическое измерения творчества в контексте классической европейской философии // Человек и культура. 2023. № 6. С. 137–152.

10. Константин Вой нов: художник-живописец // Константин Вой нов. Художник-живописец: официальный сайт. URL: http://www.voinov-k.ru/o-hudozhnike.php (дата обращения: 15.05.2024).

11. Лекус Е. Ю. Красота в искусстве: синтез прекрасного и безобразного // Мир науки. Социология филология культурология. 2022. Т. 13. № 2. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/44KLSK222.pdf. DOI: 10.15862/44KLSK222. (дата обращения: 15.05.2024).

12. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма // Избранное. М.: Правда 1991. С. 13–337.

13. Манин В. С. Русская живопись XX века. М.: Искусство, 2007. 415 с.

14. Москалюк М. В. Живопись Сибири второй половины XX – начала XXI века в контексте визуализации культуры / М. В. Москалюк, Т. Ю. Серикова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 172 с.

15. Пантелеева И. А. Визуализация концепта «сибирский этнос» в творчестве красноярского художника Константина Вой нова // Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 28. № 2. С. 325–333.

16. Подольная В. В. Мифологические образы в искусстве Омска // Студент: наука профессия жизнь: Материалы III всероссийской студенческой научной конференции с международным участием Омск 25–29 апреля 2016 года / Омский государственный университет путей сообщения; Ответственный редактор С. Г. Шантаренко. Том II. Часть 2. Омск: Омский государственный университет путей сообщения 2016. С. 150–153.

17. Серикова Т.Ю., Незговорова Н. А., Стрижнева Н. А. Преемственность в современном изобразительном искусстве Сибири (школа А. М. Знака А. Н. Либеров и Г. П. Кичигин. Н. Д. Грицюк и М. С. Омбыш-Кузнецов) // Архитектон: известия вузов. 2021. № 4 (76). С. 1–13.

18. Федоров Н. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. 711 с.

19. Флоренский Павел Андреевич // Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. 7-е изд. Т. 44. М. 1927. С. 143–144.

20. Чирков В. Ф. Георгий Кичигин: «проблемы человека» и портретный жанр в современном искусстве // Искусство Евразии. 2023. № 3(30). С. 166–193.

21. Ямная В. Б. Шавшина И. П. Символическое пространство в творчестве М. С. Омбыш-Кузнецова на примере работ из цикла «Закрытые картины» // Творчество и современность. 2022. № 2(17). С. 43–49.


Рецензия

Для цитирования:


Серикова Т.Ю., Милованов И.А., Стрижнева Н.А. Взаимосвязь процесса познания и художественного творчества (на примере живописных произведений сибирских художников). Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(3):89-102.

For citation:


Serikova T.Yu., Milovanov I.A., Strizhneva N.A. Interrelation of the process of cognition and artistic creativity (on the example of paintings by Siberian artists). ARTE. 2024;(3):89-102. (In Russ.)

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)