Последний поклон русской музыкальной культуре в творческом наследии Б.Бриттена (о Третьей сюите для виолончели соло)
Аннотация
Автор статьи обращается к малоизвестному камерно-инструментальному произведению Б.Бриттена, относящемуся к позднему периоду творчества. Редко исполняемая, и во многом недооцененная публикой, Третья виолончельная сюита не избалована вниманием российских и зарубежных музыковедов. Между тем, рассматриваемое сочинение является уникальным не только в творческом наследии английского композитора, но и в мировой музыкальной культуре. В работе показано, что его неповторимость заключается в продуктивном диалоге и органичном сплаве элементов европейской и русской музыки, а также в глубоко личном воплощении темы Прощания с жизнью. Произведение пронизано многочисленными отсылками, автоцитатами, аллюзиями, зашифрованными посланиями, тщательное изучение которых помогает приблизиться к пониманию скрытой авторской программы. Кроме того, Третья виолончельная сюита может быть рассмотрена как важное звено в развитии давней английской традиции, уходящей корнями в XVIII век и отчётливо заявившей о себе уже в Викторианскую эпоху. Речь идёт об особом интересе жителей Туманного Альбиона к православному кондаку «Со святыми упокой», который со временем стал частью британских погребальных церемоний и даже был включён в Английский Гимнал.
Об авторе
А. В. ПотапцевРоссия
Потапцев Анатолий Викторович, независимый исследователь
Cвирск, 665420
Список литературы
1. Василенко А.А. Кантикль в творчестве Б.Бриттена: эстетические и теоретические аспекты // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2. С. 47–50.
2. Евсеев С.В. Народные песни в обработке П.И. Чайковского. М.: Музыка, 1973. 230 с.
3. Ковнацкая Л.Г. Бенджамин Бриттен. М.: Сов. композитор, 1974. 392 с.
4. Ковнацкая Л.Г. Буклет к компакт-диску Alexander Ramm. Benjamin Britten Cello Suits. М.: Мелодия, 2018. 27 с.
5. Ковнацкая Л.Г. Главные темы: Бриттен, Шостакович и другие. СПб.: Издательство имени Н.И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2018. 492 с.
6. Коробов Ф.Вокальные циклы Бенджамина Бриттена для высокого голоса и струнного оркестра: страницы истории создания и исполнения произведений // Музыкальное искусство Евразии: традиции и современность. 2024. № 2(15). С. 30–36.
7. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания: художественные идеи европейской музыки XVII–XX вв.: учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. СПб.: Лань: Планета музыки, 2010. 427 с.
8. Потапцев А.В. Кондак «Со святыми упокой» как феномен русской музыкальной культуры XIX–XXI веков: опыт исследования // Электронный научноисследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2023. № 3. С. 14–33.
9. Потапцев А.В. Кондак «Со святыми упокой» киевского роспева в британской церковной музыке XIX–XXI веков // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2023. № 4. С. 5–24.
10. Росс А. Дальше – шум. Слушая ХХ век. М.: Астрель: Corpus, 2013. 650 с.
11. Рыцарева М.Г. Тайна Патетической Чайковского (о скрытой программе Шестой симфонии). СПб.: Композитор, 2017. 176 с.
12. Санникова Н.В., Еременко В.О. Интерпретационные доминанты жанра виолончельной сольной сюиты // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. № 47. 2019. С. 105–114.
13. Сейберт А.Ю. «Danse macabre» К.Сен-Санса: от песни к симфонической поэме // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 107–121.
14. Сейберт А.Ю. Danse macabre в западноевропейской музыке XIX века. Дис. … канд. искусствоведения. Красноярск., 2022. 247 с.
15. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Т. 61. Обработка и редактирование народных песен / Под общ. ред. Б.В. Асафьева. М.: Музгиз, 1949. 233 с.
16. Черепенин А.Понять русскую душу через молитву. Как появился английский перевод православного богослужения // Журнал Московской Патриархии. 2023. Май 05 [978]. С. 74–80.
17. Aquino F.Avellar de. “Song of Sorrow”. In The Strad Magazine, London, 2006. V. 117, Vol. 1391, pp. 52–57. (on Britten’s Third Cello Suite).
18. Percy Dearmer, W.J. Birkbeck, T.A. Lacey, D.C. Lathbury, A.Hanbury-Tracy, Athelstan Riley. English Hymnal with tunes. London: Oxford University Press, 1906. 952 p.
19. King John Glen. The rites and ceremonies of the Greek church, in Russia; containing an account of its doctrine, worship, and discipline London, 1772. 477 p.
20. Letters from alife: the selected letters and diaries of Benjamin Britten 1913–1976. 6th volume 1966–1976. University of California Press, 1991. 880 p.
21. Pyke Cameron. Benjamin Britten’s Creative Relationship with Russia. Doctoral thesis, Goldsmiths, University of London [Thesis], 2011.
22. Service Book of the Holy Orthodox Catholic Apostolic (Greco-Russian) Church, compiled and translated by Isabel Hapgood. Boston and New York, 1906. 655 p.
23. Three Suites for Cello op.72, 80 & 87 edited by Mstislav Rostropovich. Faber Music Limited, London, 1986.
Рецензия
Для цитирования:
Потапцев А.В. Последний поклон русской музыкальной культуре в творческом наследии Б.Бриттена (о Третьей сюите для виолончели соло). Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2024;(2):26-49.
For citation:
Potaptsev A.V. The last bow to Russian musical culture in the Creative heritage of B. Britten (about the third cello suite). ARTE. 2024;(2):26-49. (In Russ.)