Особенности изучения традиционной музыкальной письменности Восточной Азии в вузовском курсе «История нотации»
Аннотация
Исследование музыкальных традиций Восточной Азии с начала 80-х годов прошлого века входит в список ведущих направлений научной деятельности кафедры теории музыки Дальневосточного государственного института искусств (г. Владивосток). Накопленные знания и опыт стали основой для многолетнего изучения музыкальной письменности стран Дальнего Востока в широком контексте письменной иероглифической культуры с использованием нейросемиотического подхода. Одним из результатов исследования стала разработка курса «История нотации», значительное место в котором занимает изучение традиционной восточной музыкальной нотографии. Введение этого материала в вузовский курс способствует пониманию высокой художественной ценности музыкальной культуры Восточной Азии и формированию у обучающихся представлений о традиционной музыкальной письменности как важнейшем инструменте сохранения и ретрансляции традиционного культурного наследия.
Об авторе
С. И. КлючкоРоссия
кандидат искусствоведения, доцент
660091, Владивосток
Список литературы
1. Алексеева Г.В. Проблемы византийско-древнерусской музыкальной палеографии. Владивосток. Изд-во ДВГТУ. 2001. 64 с.
2. Алексеева Г.В. Византийско-русская певческая палеография. Исследование. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. 368 с.
3. Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада – континуальное и дискретное. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. 128 с.
4. Алкон Е.М. О специфике творческих парадигм в музыке Востока и Запада (опыт постановки проблемы) // Новое видение культуры мира в XXI веке: материалы междунар. науч. конф. Владивосток, 2000. С. 207-211.
5. Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988. 256 с.
6. Герцман Е.В. Тайны истории древней музыки. СПб.: «Азбука-классика»: Изд-во «Нота МИ», 2004. 576 с.
7. Дубровская М.Ю. Традиции российского востоковедения в деятельности кафедры этномузыкознания НГК им. М. И. Глинки // Вестник музыкальной науки. 2016. № 1 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-rossiyskogo-vostokovedeniya-v-deyatelnosti-kafedry-etnomuzykoznaniya-ngk-im-m-i-glinki (дата обращения: 27.09.2023).
8. Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. К проблеме эволюции модальной системы средневековья. М.: Изд-во МГК,1998. 336 с.
9. Карцовник В.Г. Палеография и семиология. (О двух подходах к изучению ранней музыкальной письменности) // Музыкальная коммуникация: сб. науч. тр. СПб: РИИИ, 1996. Вып. 8. С. 260-275.
10. Ключко С.И. Западноевропейская пятилинейная нотация: этапы становления (учебное пособие). Владивосток, РИО ДВГАИ, 2014. 88 с.
11. Ключко С.И. Некоторые аспекты психологии устного и письменного типов музыкального мышления: дипломная работа / ДВГИИ; науч. рук. Е.М. Алкон. Владивосток, 1997. 101 с.
12. Ключко С.И. Об отражении функциональной межполушарной асимметрии в традиционной музыкальной письменности Кореи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 111. С. 238–245.
13. Ключко С.И. Специфика традиционной музыкальной письменности Восточной Азии (на примере Китая и Кореи): автореф. … дисс. канд. искусствоведения. Владивосток, 2009. 28 с.
14. Ключко С.И. Традиционная музыкальная письменность Китая (психологический аспект) // Музыковедение. 2008, № 5, С. 62–67.
15. Ключко С.И. Традиционная музыкальная письменность Китая и Кореи: учебное пособие. Владивосток: РИО ДВГАИ, 2014. 100 с.
16. Ключко С.И. Что скрывается за символами традиционной китайской музыкальной письменности? // Познавая историю музыки прошлого: сборник статей в честь Евгения Владимировича Герцмана. Владивосток: Дальнаука, 2007. С. 98–112.
17. Лупинос С.Б., Алкон Е.М. Музыкальная культура Кореи и окружающий мир: древность и раннее средневековье // Проблемы культуры Дальнего Востока: тезисы докладов науч. конф. Владивосток, 1993. С. 43–45.
18. Лупинос СБ., Токарева О.И. «Шёлковый путь» и проблема модификации ладо-акустического канона ханьской традиции // Проблемы культуры Дальнего Востока: тезисы докладов науч. конф. Владивосток, 1991. С. 65–68.
19. Попова А.В., Фоменко Е.Г. Место нематериального культурного наследия в государственной политике КНР // Культура и искусство. 2022. № 11. С. 42–53.
20. Поспелова Р. Л. Западная нотация XI-XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). Исследование. М.: Композитор, 2003. 416 с.
21. Сергеева Т.С. Музыкальное востоковедение – одно из новых направлений российской гуманитарной науки // Проблемы востоковедения. 2013. № 2(60). С. 66–72.
22. У Ген-Ир. Введение в корейскую национальную музыку. Вопросы теории. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 1997. 94 с.
23. У Ген-Ир. Введение в музыку стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 2002. 186 с.
24. Федотов В.А. Начало западноевропейской полифонии: (Теория и практика раннего многоголосия). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. 152 с.
25. Хуан Яхуэй. Музыка традиционного хэнаньского театра Китая: жанрово-стилевые и композиционно-драматургические особенности: автореф. дис. … канд. иск. Минск, 2019. 24 с.
26. Цзи Шаньшань. Традиции записи музыки в Китае и их значение для музыкальной практики // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2019. № 1 (51). С. 78–82.
27. Юнусова В.Н. Изучение китайской музыки в России: к проблеме становления отечественной музыкальной синологии // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 2. М.: ИВ РАН, 2014. С. 780–788.
28. Юнусова В.Н. К проблеме взаимодействия исторического музыкознания и российского музыкального востоко-ведения // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 1 (24). С. 144–155.
29. Юнусова В.Н. Сохранение музыкального наследия как тенденция развития современных культур Азии // Музыка народов мира: материалы VIII Международной научной конференции, 11-12 октября 2019 года. М.: МГК им. Чайковского. Алматы: Казахская национальная консерватория имени Курмангазы. 2020. С. 6–14.
Рецензия
Для цитирования:
Ключко С.И. Особенности изучения традиционной музыкальной письменности Восточной Азии в вузовском курсе «История нотации». Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(3):83-91.
For citation:
Klyuchko S.I. Features of studying the traditional musical writing of East Asia in the university course “History of Notation”. ARTE. 2023;(3):83-91. (In Russ.)