Раннее музыкально-эстетическое воспитание в России: к вопросу об истории формирования и развития
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей становления раннего музыкально-эстетического воспитания в России. Её актуальность обусловлена тем, что данный феномен на сегодняшний день пока не получил всестороннего освещения, и в этом контексте осмысление специфики его развития, безусловно, имеет большое значение для музыкальной науки, музыкальной педагогики. Цель работы состоит в выявлении ряда этапов развития музыкально-эстетического воспитания дошкольников в нашей стране и в определении особенностей каждого из них. Как удалось установить, своим истоком оно имеет детские сады конца XIX века, в которых главное внимание уделялось пению. Важное значение имеет период первой половины XX столетия, когда были сформулированы основные положения методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, получившие своё раскрытие в дальнейшем. Итогом этого процесса стало появление в наше время эстетических отделений при ДМШ и ДШИ, опирающихся на комплексный подход к занятиям и разнообразие предметов. В работе представлена характеристика каждого этапа, получает освещение вопрос о некоторых методиках раннего музыкально-эстетического воспитания. Изучение принципов данного явления показало, что оно имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями детей дошкольного возраста, которым свой ственен синкретизм сознания, мышления и восприятия. Именно поэтому музыкально-эстетическое воспитание, прежде всего направленное на постижение музыкального языка, всегда опирается на практические задания, синтезирующие музыку с элементами других видов искусств: пластикой, движением, рисованием, театрализацией.
Об авторах
О. В. ЯрошРоссия
кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции
660049, Красноярск
М. А. Денщик
Россия
преподаватель теоретических дисциплин
Омской области, 644551, Омская область
Список литературы
1. Акимова А. Индивидуально-типологические особенности развития музыкальных, художественных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 3. С. 139–149. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.3.139-149.
2. Вейс П. Ступеньки в музыку. Пособие по сольфеджио. М.: Сов. композитор, 1980. 198 с.
3. Вентцель К. Новые пути воспитания и образования детей. Изд. 2-е. М.: Земля и фабрика, 1923. 149 с.
4. Вентцель К. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 4-е, вновь испр. и доп. М.; Пб.: Голос труда, 1923. 102 с.
5. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. 96 с.
6. Домогацкая И. Программа по предмету Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет. М., 2004. 32 с.
7. Дуссек А. Игры и занятия для детей всех возрастов. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: типо-лит. и нотопеч. Н. Г. Уль, 1905. 283, IV с.: ил.; 22 c.
8. Железнова Е. Бим Бом! Читаем, рисуем, играем, поем. Альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. М.: изд. В. Катанского, 2006. 48 с.
9. Железнова Е. Паучок ходил по ветке. М.: Карапуз, 2008. 16 с.
10. Железнова Е. Тук, тук кулачок. М.: Карапуз, 2007. 16 с.
11. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике, Вып. 1, Вып. 2. М.: Музыка, 1972. 116 с.
12. Котляревская-Крафт М.А. Сольфеджио и дом задания для начинающих. Методические рекомендации. М., СПб., 1995. 30 с.
13. Леонтьева Е. Музыкальный букварь. Саратов: Лицей, 1999. 63 с.
14. Лифиц И. Ритмика: Учебное пособие. М.: Академия, 1999. 224 с.
15. Подвижные игры с пением: для детских садов и нар. школ, собр. группой детских садовниц, занимавшихся под руководством Н. Филитиса. М.: Школа, 1916. 44 с.
16. Пурик Э., Шакирова М., Ахмадуллин М., Данилова Д. Синестезия как метод развития и художественного восприятия учащихся детской музыкальной школы // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2021. № 3. С. 116–127. DOI: 10.17674/1997-0854.2021.3.116-127
17. Скородумова Е. История музыкального воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ-го века. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 38–43.
18. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. М.: Музыка, 1987. 120 с.
19. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.: Сов. композитор, 1989. 104 с.
20. Цейтлин Б. По ступенькам музыкальных знаний: учебное пособие по сольфеджио для учащихся подготовительных групп. М.: Композитор, 2018. 82 с.
21. Шацкая В. Музыка в детском саду. М.: Изд-во Всероссийского Центрального Союза Потребительных Обществ, 1919. 39 с.
22. Шлегер Л. Материал для бесед с маленькими детьми. М., 1914. С. 3–20.
23. Шлегер Л. Особенности работы с детьми семилетнего возраста. Л.: Госиздат, 1924. 43 с.
24. Шлегер Л. Практическая работа в детском саду // История дошкольной педагогики в России: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Академия, 1999. С. 410–426.
Рецензия
Для цитирования:
Ярош О.В., Денщик М.А. Раннее музыкально-эстетическое воспитание в России: к вопросу об истории формирования и развития. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(3):76-82.
For citation:
Yarosh O.V., Denshchik M.A. Early musical and aesthetic education in Russia: on the question of the history of formation and development. ARTE. 2023;(3):76-82. (In Russ.)