Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Использование среды “MAX/MSP/JITTER” в творческой практике композиторов XX–XXI вв.

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается один из широко используемых инструментов, ставший в последние десятилетия мировым стандартом в области визуального программирования для создания произведений в различных направлениях электроакустической музыки. Сегодня освоение Max/MSP/Jitter является обязательной частью образовательных программ крупнейших центров электроакустической (акусматической) музыки, саунддизайна, музыкальной информатики, мультимедиа искусства, исследовательских и экспериментальных студий электронной музыки. Автор обзорно представляет историю развития Max/Msp/Jitter, принципы её организации и способы применения на практике. В работе анализируются особенности Max/Msp/Jitter, позволяющие композиторам и мультимедиа-артистам воплощать смелые художественные замыслы, создавая произведения на основе новых композиционных подходов, таких как стохастические процессы, клеточные автоматы, генетические алгоритмы и т. д., используя для реализации своих идей широкий спектр средств (синтез и обработку звука, работу с видео и изображениями, 3D-графику, физическое моделирование, а также различные устройства, такие как MIDI-контроллеры, сенсоры, системы виртуальной реальности, проекционный маппинг и т. п.). На примере сочинений Пьера Булеза “Anthèmes 2”, Ламберто Кочиолли “Touch” и Карлхайнца Эссла “Lexicon-Sonate” автор анализирует опыт использования композиторами среды Max/Msp/Jitter.

Об авторе

А. Ю. Михель
Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
Россия

ассистент- стажёр теоретико-композиторского факультета, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор
Л.В. Александрова)
630099, Новосибирск



Список литературы

1. Ковалёв А.В. Случайность: Малларме и Булез // Музыкальная академия. 2019. № 1. С. 6–15.

2. Липов А.Н. Карлхайнц Эссл. Изменения в электроакустической музыке // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2016. № 4. С. 42–75.

3. Соколовский Д.В. Проблемы и перспективы развития системы высшего образования в области высокотехнологического звукового искусства // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2022. № 4. С. 64–73.

4. Фатьянова Е.А. Симулякры в электронной музыке: имитация акустических тембров // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2021. № 4. С. 161–170. DOI: 10.17674/2782-3601.2022.1.161-170

5. Cipriani A. Electronic Music and Sound Design: Theory and Practice with Max/MSP: Vol. 1 / A. Cipriani. Rome: ConTempoNet, 2013. 538 с.

6. Cycling 74: Офиц. cайт. URL: https://cycling74.com/ (дата обращения 05.05.23)

7. Goudeseune M.C. Composing with parameters for synthetic instruments: diss.; University of Illinois at Urbana Champaign. Urbana-Champaign, 2001. 268 с.

8. Ircam: Офиц. сайт. URL: https://www.ircam.fr/ (дата обращения 05.05.23).

9. Karlheinz Essl: Офиц. сайт. URL: https://www.essl.at (дата обращения 05.05.23).

10. Lamberto Coccioli: Офиц. сайт. URL: https://www.lambertococcioli.com/ (дата обращения 05.05.23).

11. Manzo V.J. Max/MSP/Jitter for Music: A Practical Guide to Developing Interactive Music Systems for Education and More. New York: Oxford University Press, 2016. 432 с.

12. Sweeton M. Development of Compositional Tools in Max/MSP: master’s thesis; University of Huddersfield. Huddersfield, 2011. 68 с.


Рецензия

Для цитирования:


Михель А.Ю. Использование среды “MAX/MSP/JITTER” в творческой практике композиторов XX–XXI вв. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(3):56-63.

For citation:


Michel A.Yu. Using the “Max/Msp/Jitter” environment in the creative practice of a composers of the XX–XXI centuries. ARTE. 2023;(3):56-63. (In Russ.)

Просмотров: 80


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)