Визуализация несценической музыки на примере «Страстей по Адаму» Арво Пярта
Аннотация
Статья находится в русле проблематики, связанной с визуализацией несценической музыки. В центре внимания автора – спектакль на музыку Арво Пярта «Страсти по Адаму», поставленный в Таллинне в 2015 году и приуроченный к 80-летию композитора. Его идея родилась в тесном творческом сотрудничестве с американским режиссёром Робертом Уилсоном, чьи постановки с конца 1960-х годов стали оказывать значительное влияние на формирование облика современного театра, привлекая внимание публики во всем мире. Он разработал индивидуальный и оригинальный почерк своего режиссёрского видения, который характерен для всех его театральных работ. Это определяется особым способом использования света, опорой на структуры простого движения и пластики, классической строгостью и лаконичностью сценического оформления. В статье отдельное внимание уделяется личности Р. Уилсона и исследованию феноменов визуального и постдраматического театра, в русле которых театроведы изучают его режиссёрский стиль. Подчёркивается, что постановка «Страстей по Адаму» является ярким примером не только визуализации музыкального текста, не предназначенного для сценического воплощения, но и демонстрирует особенности режиссёрского театра Р. Уилсона.
Ключевые слова
Об авторе
А. Н. ЗиминаРоссия
аспирант 2-го курса кафедры истории музыки, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского
660049, Красноярск
Список литературы
1. Берёзкин В.И. Роберт Уилсон. Театр художника. М.: «Аграф», 2003. 496 с.
2. Гаврилова Л.В. История музыкально-театрального искусства. Красноярск: Красноярский государственный институт искусств, 2017. 242 с.
3. Гаврилова Л.В., Зимина А.Н. Некоторые особенности режиссёрского воплощения «Страстей по Адаму» Арво Пярта в постановке Роберта Уилсона. Материалы XIX международной научно-практической конференции. Н.-и.ц. «Академический», 2019. С. 10–14.
4. Гаврилова Л.В., Зимина А.Н. Tintinnabuli-техника в “Tabula rasa” Арво Пярта // Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского «ARTE». 2021. № 2. С. 47–53.
5. Годер Д. Художники, визионеры, циркачи: Очерки визуального театра. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 240 с.
6. Леман Ханс-Тис. Постдраматический театр / Пер. Н. Исаева. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.
7. Мокроусов А. Роберт Уилсон приголубил Баха // Газета «Коммерсантъ» № 73. 2007. URL: https://www.kommersant.ru/doc/762957 (дата обращения: 20.03.2023).
8. Шевцова М. Роберт Уилсон / Пер. А. Беляев. М.: Международное театральное агентство «play&play» – «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. 192 с.
9. Arvo Pärt, Robert Wilson Aadama passioon. Adam’s passion. World Premiere 12 May 2015, at Noblessner Foundry, Tallinn, Estonia. URL: https://www.digar.ee/arhiiv/et/download/188434 (дата обращения: 10.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Зимина А.Н. Визуализация несценической музыки на примере «Страстей по Адаму» Арво Пярта. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(3):49-55.
For citation:
Zimina A.N. Visualization of non-stage music by example “Adam’s Passion” by Arvo Part. ARTE. 2023;(3):49-55. (In Russ.)