Preview

Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE"

Расширенный поиск

Воплощение древних обрядов и ритуалов в сочинениях композиторов Узбекистана

Полный текст:

Аннотация

Музыкальное искусство узбекского народа неразрывно связано с духовным наследием предков, формирующим идейно-содержательную сторону произведений изустно-профессионального творчества (макомы, катта ашула, дастаны) и композиций современных авторов. В данной статье рассмотрено несколько сочинений разных лет, в которых идеи духовного возрождения, морально-нравственного совершенствования обрели концептуальное значение. На основе комплексного анализа было выявлено, что в музыкально-сценических произведениях важное место занимает показ самого ритуала, его «внешних» признаков. Выразительная сторона в данном случае образуется как следствие воссоздаваемого на сцене религиозного действа. В инструментальных опусах эмоциональная составляющая ритуала, напротив, выступает на передний план, отражая мироощущение, духовное состояние его участников. Отсюда различие в подходах к воплощению древних обрядов, обновление жанровой природы симфонических произведений, усиление в них признаков театрализации. Объединяющим началом рассмотренных сочинений является обращение композиторов к истории, традициям своего народа с целью показа его культурной самобытности. Это позволяет сохранить духовную связь между поколениями, не прерывать преемственность традиций, в том числе и в области духовно-нравственного развития современного общества.

Об авторе

В. М. Закирова
Институт искусствознания Академии наук Республики Узбекистан
Узбекистан

PhD, старший научный сотрудник Отдела «Музыкальное искусство»



Список литературы

1. Абдуллаев Р.С. Узбекский макомат и композиторское творчество // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. 2023. № 1(10). С. 25–34. DOI 10.26176/MAETAM.2023.10.1.002. – EDN PMJPTS.

2. Давлатова С.Д. Отражение суфийского ритуала в композиторском творчестве (к проблеме неоритуальности) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 3(89) C. 115–122. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-sufiyskogo-rituala-v-kompozitorskom-tvorchestve-k-probleme-neoritualnosti (дата обращения: 08.08.2023).

3. Давлатова С.Д. Этюд-картина «Суфий и Будда» Т. Шахиди в контексте тенденций «новой сакральности» в композиторском творчестве // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 2. С. 109–115.

4. Джамалова Д.А. Взаимосвязь национальных и современных музыкальных традиций в творчестве композиторов Узбекистана // Проблемы Науки. 2018. № 4 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-natsionalnyh-i-sovremennyh-muzykalnyh-traditsiy-v-tvorchestve-kompozitorov-uzbekistana (дата обращения: 18.09.2023).

5. Дрожжина М.Н. О поэтике Джалолиддина Руми в композиторском творчестве // Вестник Томского государственного университета, 2012. № 360. С. 65–68.

6. Кисеева Е.В., Дёмина В.Н. Мифологические модели и ритуальные формы в современном музыкально-театральном перформансе // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2020. № 4. С. 77–87. DOI: 10.33779/2587-6341.2020.4.077-087.

7. / Кларк П. Зороастризм / Пер. А. Хакимовой. Т.: Musika, 2010. 250 с.

8. Колпецкая О.Ю. Musica sacra nova в контексте культурно-политических событий // Художественное произведение в современной культуре: творчество — исполнительство – гуманитарное знание. Сборник статей и материалов. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского, 2023. С. 63–67.

9. Пеккер Я.Б. Узбекская опера. М.: Сов. композитор, 1984. 288 с.

10. Фёдорова Е.С. Музыка в суфийской ритуальной практике // Исламоведение. 2014. № 3. С. 65–71.

11. Янов-Яновская Н.С. Творчество композиторов Узбекистана в контексте теории интертекста // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008. С. 39–52.

12. Drozhzhina M.N., Davlatova S.D. Sufi Symbolism in Tolib Shakhidi’s Televised Ballet The Rubaiyat of Omar Khayyam. The Challenges of Music Science /Music Scholarship. 2020. No. 1. pp. 66–73. (in Eng.)


Рецензия

Для цитирования:


Закирова В.М. Воплощение древних обрядов и ритуалов в сочинениях композиторов Узбекистана. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(3):41-48.

For citation:


Zakirova V.M. Implementation of the ancient ritual rites in the works of composers of Uzbekistan. ARTE. 2023;(3):41-48. (In Russ.)

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2687-1106 (Online)