Черты стиля Ростислава Бойко на примере цикла «Зимнее утро» на стихи А.С. Пушкина
Аннотация
В настоящей статье рассматривается одно из ярких и самобытных произведений отечественного композитора Ростислава Григорьевича Бойко – цикл для смешанного хора a cappella «Зимнее утро» на стихи А.С. Пушкина, в котором в концентрированном виде нашли отражение основные черты стиля талантливого московского мастера: тонкость и оригинальность творческого замысла, глубина мысли, значительность идейных концепций, всегда сочетающиеся с яркой образной выразительностью музыки. На основе анализа данного сочинения в работе подробно освещаются такие вопросы, как интерпретация поэтического текста, структурные принципы и трактовка музыкальной формы, драматургическое развитие хоров цикла и их динамический профиль, средства выразительности, в частности, интонационно-мелодический и ладогармонический язык произведения, его фактурная организация. Внимание автора также сосредоточено на выявлении отличительных особенностей композиторского письма, музыкального мышления Р. Бойко, его стиля и творческого метода.
Об авторе
Л. Л. РавиковичРоссия
кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования
660049, Красноярск
Список литературы
1. Викторов В.И. Ростислав Бойко: монографический очерк. М.: Сов. композитор, 1985. 160 с.
2. Захаров Ю.К., Захарова Л.В. Творческое содружество В.С. Попова с современными авторами хоровой музыки Произведения Т. Корганова и Р. Бойко в исполнении хоровых коллективов Академии хорового искусства // Вестник АХИ. 2017. № 7. С. 17–38. EDN ZFLTLN.
3. Ермакова С.С. Вокально-хоровая музыка Р.Г. Бойко для детей и юношества // Сохранение и развитие традиций отечественной хоровой культуры: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 22 марта 2019 года. Чебоксары: Плакат, 2019. С. 115–119.
4. Мельникова Е.П. Поэзия А.С. Пушкина в хоровом творчестве русских композиторов // Сохранение и развитие традиций отечественной музыкальной культуры: материалы VI Всероссийской научно практической конференции, Чебоксары, 25 марта 2021 года. Чебоксары: Плакат, 2021. С. 67–69.
5. Равикович Л.Л. Интерпретация поэтического текста в триптихе «О мире» Р. Бойко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 2176–2180.
6. Равикович Л.Л. Жанр хора a cappella в отечественной музыке второй половины ХХ века: монография. Красноярск: КГАМиТ, 2011. 338 с.
7. Русская хоровая музыка на стихи А.С. Пушкина. Два столетия. Для хора a cappella. 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина посвящается. СПб.: Композитор, 1999. 152 с.
8. Садовский М.Р. Слава (о Ростиславе Григорьевиче Бойко) // Шкаф, полный времени: Книга размышлизмов. URL: http://www.solnet.ee/parents/p15_r08.html (дата обращения: 05.09.2023).
9. Светозарова Е.Д. Русская поэзия в светской хоровой музыке а cappella XIX – начала XX века // Русская хоровая культура. Вып. 4: сб. науч. тр. / СПбГУКИ; ред.-сост. Т.Г. Томашевская. СПб., 2008. С. 185–200.
Рецензия
Для цитирования:
Равикович Л.Л. Черты стиля Ростислава Бойко на примере цикла «Зимнее утро» на стихи А.С. Пушкина. Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского "ARTE". 2023;(3):34-40.
For citation:
Ravikovich L.L. Features of the style of Rostislav Boyko by example of the cycle “Winter Morning” on the poems of A.S. Pushkin. ARTE. 2023;(3):34-40. (In Russ.)